Start Game OverБен за столом - разрезает тост на две половинки. Ему сложно поговорить о простых вещах даже с собственной матерью, поэтому она разговаривает за двоих. Бен на столе - со спущенными штанами. На него направлены объективны камер телефонов, вокруг куча одноклассников, их лица выражают искренний восторг. Стол учительский. Бен на остановке - снимает на камеру целующихся людей, это необходимо для того, чтобы в дальнейшем суметь подражать этому. Бен идёт по школьному кампусу - пытаясь быть незаметным, натыкается на всех, на кого только можно. Бен за компьютером - играет в любимую игру. За ней он проводит большую часть времени и ощущает себя наиболее комфортно. У Бена синдром Аспергера.
'Бен Икс' - яркая иллюстрация того, о чем размышлял Морган Сперлок в 'Самом величайшем из всех когда-либо проданных фильмов'. Если тебе нужны деньги для съёмок, ты, скорее всего, найдёшь того, кто сможет помочь. Но как, взяв средства и подписав контракты, остаться собой и как можно более бережно сохранить первоначальный замысел? Эту дилемму Ник Балтазар и его партнеры по съемочной площадке с переменным успехом решают на протяжении всей картины и крупные решения им удаются куда лучше детальных.
Многое в фильме завязано на любимой, по сюжету, компьютерной игре героя - фэнтезийной ММОРПГ из середины нулевых под названием 'Archlord'. Это не просто увлечение и даже не сильное увлечение. Главный герой, Бен, ведёт двойную жизнь и, по всей видимости, из-за своего недуга, деятельность в реальном мире, во многом, строит через геймерские решения. Ежедневная гигиена - создать или отредактировать аватар. Вставить наушники - заслонить чуждый шум другим, более дружественным. Почти все происходящее с ним в жизни, Бен в воображении соотносит с игрой, что позволяет создателям фильма поиграть с формой своего детища. И вот уже кадр с двумя хулиганами, избивающими главного героя, превращается в кадр, где два огромных огра лупят маленького персонажа, очевидно, обладающего иными игровыми особенностями, нежели физической силой.
Не раз и не два реальные события трансформируются в игровые моменты. Не раз и не два рядом с главным героем как бы всплывут плашки с инструментарием из любимой многопользовательской ролевой игры, которые помогут сделать тот или иной выбор. Продакт плейсмент? Еще какой наглый, но черта с два что-нибудь помогло бы понять героя лучше, чем такой ход. А вот когда дело доходит до грубостей - детального плана иконки игры, на которую кликает герой, диких размеров плаката с ее названием над кроватью, монолога одной из героинь, в котором она произносит названия захваченных локаций, дабы доказать Бену, что он и в жизни что-то может - вот тогда фильм превращается в подобие рекламного баннера. Что, впрочем, простить нетрудно, хотя осадок всё равно останется.
Третий слой картины, помимо того, что случается с героем в реальности и того, что творится в его сознании - отрывки документальной ленты, съёмки которой происходят в самом фильме. Его герои - учителя и родные Бена - дают эдакий взгляд со стороны на происходящее, на то, кем Бен является для них и для мира. Фрагменты этих интервью смешиваются с остальным действием картины. Такое любопытное решение делает 'Бен Икс' не просто какой-нибудь психологической или социальной драмой. Взять персонажа, имевшего реальный прототип, и дать возможность рассмотреть его под тремя разными углами, включая непосредственно сознание - это уже, если хотите, гипер-псевдодокументалистика.
А всё потому, что нужно изгаляться. Фильм о странном парне-одиночке уже нельзя вытянуть на банальных издевательствах со стороны сверстников, затрудненного понимания действительности и игровой зависимости. Нужно что-то большее. Нужны гиперболы, да покруче. Нужно заболевание - синдром Аспергера, в силу специфики, подойдёт идеально. Просто упомянуть недостаточно - нужно выдоить до последней капли. И обязательно нужен какой-нибудь перфоманс, касательно реалистичности которого потом будут долго спорить. От выдуманных друзей никак не избавиться - ну, пусть хоть с виртуальной реальностью связаны будут. Ник Бальтазар всё это очень хорошо понимает. 'Бен Икс' - настоящий фильм двадцать первого века, в лучшем или худшем понимании этого слова, уже решит сам зритель, в зависимости от собственных взглядов на то, каким он хочет видеть кино.