«Вашим вмешательством Вы, по всей вероятности, принесли более вреда себе, нежели пользы им».На сегодняшний день из прочитанных мною четырех романов Джейн Остин: «Гордость и предубеждение», «Чувство и чувствительность», «Доводы рассудка» и «Эмма» последний показался мне самым веселым и сложным по развитию сюжета. И английская экранизация 1996 года ярко выразила эти качества.
Эмма Вудхаус, в отличие от других героинь Джейн Остин, вовсе не стремилась к замужеству. Она богата, полновластная хозяйка дома, живет с отцом, который в ней души не чает и считает свадьбы злом, потому что они разлучают девушек с родным домом:
«Эти браки — пустое дело, а для семейного круга они сплошной урон». Да и сама Эмма решает, что устраивать чужие замужества гораздо интереснее, тем более, как сама думает, у неё талант, ведь вышла же мисс Тейлор за мистера Уэстона. Так почему бы Эмме не найти жену молодому викарию мистеру Элтону? А Гарриэт Смит не ввести в лучшее общество, чтобы она и думать забыла о фермере (!) Роберте Мартине? Ну и что, что Гарриэт чья-то незаконная дочь, может быть её отец окажется бароном, всякое же случается в жизни! И что бы ни говорил мистер Найтли, а Эмма лучше знает, кто какой человек и кто кому лучше подходит. И уж конечно мисс Вудхаус может разгадать тайную склонность даже такого замкнутого человека как Джейн Фэйрфакс и объяснить поведение Фрэнка Черчилла. Так рассуждала Эмма, и все складывалось замечательно, пока не оказалось лишь цепочкой недоразумений, после которой мисс Вудхаус старалась быть благоразумней, но все равно продолжала ошибаться.
Зная роман, весело наблюдать за Фрэнком Черчиллом, в каждой фразе которого слышится двойной смысл, и за мечтами Эммы. Особенно мне понравилась идея с ожившем портретом Фрэнка, показывающая ожидания мисс Вудхаус.
Романы Джейн Остин помимо иронии, отличаются еще и выразительностью характеров персонажей. В фильме, мне показалось, второстепенные герои не были так глубоко раскрыты, как в произведении, но их главные черты выражены ярко и точно: изысканность и некоторая холодность Джейн, болтливость мисс Бейтс, чудаковатость мистера Вудхауса, непомерное самомнение и бестактность миссис Элтон и двуличие мистера Элтона, заботливость и дружелюбие четы Уэстон, ворчливость Джона Найтли, кстати, его семье было уделено мало времени. Зато главные герои именно такие, как описанные в произведении: обаятельный и немного загадочный Фрэнк Черчилл, преподнесенный Рэймондом Култхардом, простодушная Гарриэт, сыгранная Самантой Мортон, мистер Найтли Марка Стронга рассудительный и степенный, но, на мой взгляд не достаточно солидный, и живая, добрая, умная, но вместе с тем наивная Эмма, в замечательном исполнении Кейт Бекинсейл.
Грамотно подобранные пейзажи, интерьеры и костюмы служат гармоничным фоном, помогающим предать атмосферу романа.
Фильм, не следуя, строго по всем строкам произведения, сохраняет сюжетные повороты, но по некоторым моментам, пропущенным в романе и акцентируемых в экранизации, можно догадаться о тайне Фрэнка, и меня удивил Роберт Мартин. Хотя мистер Найтли говорил о нем, что он умный и достойный молодой человек, я сомневаюсь, что фермеры того времени умели танцевать наравнее с дворянами. Но конец фильма с тремя танцующими парами очень красив.
Приятная, интересная, ироничная и добрая экранизация прекрасного романа Джейн Остин.
9 из 10
P.S. «Неразумно, недопустимо принимать столь деятельное участие в устройстве судьбы двух посторонних людей»
Джейн Остин «Эмма»