Другая сторона холокостаЭтот фильм — взгляд на самое ужасное, что человечество видело в своей истории, с необычной стороны, со стороны надзирателя лагеря смерти. Конечно, проще всего расценить действия любого и
каждого из участников холокоста со стороны рейха, как вопиющее преступление против человечности, не заслуживающее ни прощения, ни даже возможности покаяния. Этот фильм — это попытка задаться вопросом, так ли однозначен столь легко выносимый многими из нас вердикт.
Героиня Уинслет — чрезвычайно сильная женщина. Нам не дают возможности судить о том, какой она была до войны. Мы видим лишь результат того, через что она прошла. Она единственная из шестерых подсудимых, я уверен, осознавала всё то количество крови, которое пролилось по ее вине. Возможно именно это, именно непрекращающиеся душевные терзания и заставили ее закрыться от внешнего мира в себе. Ведь отталкивать каждого, кто пытается к тебе приблизиться… что как ни это является крайней формой самоизоляции. Думаю, альтернативы чтобы продолжать хоть как-то жить в этом мире, у нее просто не было. Именно потому что эти воспоминания не дают ей простить себя, она сама соглашается лечь на дыбу тюрьмы, когда в сущности, она могла оправдаться. Ее вина была ничуть не больше, чем вина остальных пятерых надзирательниц. Больше того, даже по прошествии 20 лет в тюрьме, когда «правосудие» решает, что свое она отсидела, что ее вина перед обществом искуплена, она не соглашается с таким решением… она просто не может, как не мог бы и никто другой, на чьих руках такие злодеяния, и у кого есть совесть чтобы осознать это. О каком правосудии мы вообще говорим, когда из двух людей равных в вине, один даже не считая, что он заслуживает наказания, выходит на свободу спустя символический срок, а другой, раскаявшийся еще в момент преступления и признавший свою вину даже сверх ее самой, осуждается на пожизненное заключение?!
«Общество полагает, что опирается на то, что называется моралью, но это не так. Мы опираемся лишь на законы.» — и в этом фатальное отличие воздаяния каждому за содеянное в адекватной и пропорциональной степени от того, что мы называем правосудием. Возьмите тот-же Адвокат дьявола например… каков его с позволения сказать лейб-мотив? Виновен тот, чью вину можно доказать. Ничего общего с идеалистичным неотвратимым и соразмерным наказанием в действительности, видимо нет.
«Если ваше поколение не извлечет урок из ошибок моего поколения, то зачем все это нужно?» На эту страшную тему снят далеко не один фильм, и каждый предлагает нам задаться этим же вопросом, но по-другому. И, думаю, мы должны знать и помнить об этом ужасе, чтобы никогда его не повторить.