Зернистый монохром. В нем видим кричащего привязанного мужчину, вокруг которого снуют две фигуры в белых балахонах, нанося беспомощному колотые раны, а за кадром поток сознания- о красках текущих в жилах, о Смерти, её приходе, уносящим в Очищение…
В небольшой городок приезжает Стефано- художник- реставратор, хорошенькая собой молодая учительница Франческа, а также несколько лиц для массы. Стефано на берегу встречает карлик- мэр и везет его в церковь для осмотра фрески Святого Себастьяна, обнаруженной время назад и написанной местной знаменитостью прошлого Линьяни- безумцем и художником Агонии (так о нём вспоминают местные). Стефано призван в городок, чтобы реставрировать это произведение, чтобы повысить туристическую привлекательность местности…
Фильм восхитителен пустынным малонаселенным пунктом со своим «скелетом в шкафу», стремящимся использовать гостей- чужаков в своих корыстных интересах и выплюнуть в формальдегид, кстати Ф. используют при производстве кинопленки. Городишко населен «чудиками»: друг Стефано- Антонио, с которым здесь встретился последний, нервный косенький дерганый параноик; остальные: стареющая шлюха- учительница, жалеющая об уходящей красоте; дурачек при церкви; пьяница- скандалист, топящий груз воспоминаний и знания в бокале вина; смертельно больная бабка, прикованная к кровати в огромном, осыпающемся доме с шорохами и скрипами; начальник полиции- простофиля; да много еще интересных персонажей раскроется перед. Удивляет концентрация душевноослабленных на квадратный метр картины…
Пупи Авати без наносных изысков и операторских выкрутасов рассказал увлекательную историю с сочными красками, перетасованную с замутненными кадрами из прошлого, запутанную в магнитную запись на проволоке, и выпадающую туманом на ночные улицы. Что ночь, что день- городок опасен всегда, не рыскающими созданиями, рыкающими в темноте, а Тайной за закрытыми ставнями окнами… Актеры хороши, начиная от Лино Каппаличио в роли простоватого интеллектуала- деревенского детектива и до последней фамилии в титрах, все очень ярки и запоминающиеся, жаль что Франческа Марчиано, в скорости оставила актерскую стезю, но не покинула кинематограф, оставшись в нем, в качестве довольно качественного сценариста.
Великолепный представитель «джиалло», несмотря на хронометраж, нисколько не утомляющий. Любителей концентрированного насилия крайне разочарует спокойным течением и движением расследования, а также бескровностью большей части хронометража. Но этим картина накапливает все силы для последнего детективного удара…
8 из 10