Самая трудная работа — это работа над собойИногда просто невозможно не удивляться «мастерству» наших кинопрокатчиков, которые любят перековеркивать названия фильмов, дабы придать им излишнюю рекламную ценность и оберточную героичность. Так и получилось с драмой «The Razor`s Edge», что с английского языка — острие лезвия. Однако прокатчики ее с легкой руки окрестили «На краю лезвия».
Итак, «The Razor`s Edge» является экранизацией одноименного романа Сомерсета Моэма. К сожалению, мне пока не довелось данное произведение Моэма. Поэтому я могу судить о художественной наполняемости фильма лишь по постановочным особенностям (досадно пропуская самую главную составляющую, которая приближает фильм к роману — сценарную часть).
Самое интересное, что привлекло меня уже в начале картины, так это присутствие самой фигуры Моэма. То есть, не просто включение закадрового голоса, а наличие «живого» актера, играющего писателя, как это было, видимо, расписано в самом романе. И Херберт Маршалл («Маленькие лисички») создал очень тактичный и вдумчивый образ. Феерической игры от него никто и не требовал (так как Моэм был второстепенной фигурой в своем романе). Но именно по игре Маршалла я представил себе, каким человеком был писатель.
Образ писателя хоть и не является главным (а, может быть, и вовсе третьестепенным), но именно от его лица идут некоторые важные факты. Именно он представляет зрителю главного героя своего литературного детища — Ларри Даррела — человека, как считает сам Моэм, великого, повлиявшего на ход жизней окружающих его людей. Думаю, что с помощью цитат героев, можно подойти к характеру каждого из них (и приблизиться к первоисточнику):
«Ты спрашиваешь себя — кто я такой? Не проще ли пойти протоптанным путем и послать все на самотек?» (Ларри Даррел). Для Лоуренса «Ларри» Даррела, прошедшего через огонь Первой мировой, такие вещи, как — деньги, офис, акции, знатность — пусты. Ему не важно, что его невеста желает жить при хоть каком-то обеспечении, иметь хороший дом, ходить в хорошие рестораны. Ему не важно, что ее дядя считает его безуспешным и никчемным человеком. Ларри хочет учиться, путешествовать, помогать людям. Для многих, такой типаж человека покажется слишком бездельным и не в меру романтичным. Но это не так. Ларри желает познать суть своего внутреннего мира. Что он по-настоящему хочет. Он ищет себя, ищет и ищет. И как человек умудренный жизнью, будет искать себя всегда. Ему по силам излечить от психоза и алкоголизма дорогих ему людей — Софи и Грэя — соответственно. Ему по силам любая работа — должность рабочего на судне, труд в шахте, изучение и применение медицины. Но он никогда не возьмется за то, что ему не по душе. Он будет любить женщину, так и не сказав ей, что не любит ее. И как потом скажет Моэм — «… Ларри нашел то, что все мы ищем, но не каждый из нас это найдет… Доброта — могущественнейшая сила в мире! И он обладает ей». Но стоит ли ориентироваться в наше время на такую личность как Ларри? Думаю, что стоит. Только это должен сделать каждый по-своему. Что же касается актера, сыгравшего Ларри — то у Тайрона Пауэра, на мой взгляд, это была лучшая роль в карьере (странно, что его даже не номинировали за нее на Оскар). Ему удалось перевоплотиться в философскую фигуру, человека мыслящего. А ведь (ну, это насколько я припоминаю…) доселе в его послужном списке были роли однотипных мачо («Знак Зорро», «Кровь и песок») или комедийных ловеласов («В старом Чикаго», «Рэгтайм банд Александра»). Пусть Пауэр сыграл немного неэмоционально и монотонно, но диалоги из его уст были крайне убедительными и разумными.
«… а к 1930-му году наша страна будет самой богатой державой в мире» (Изабэль Брэдли). Для Изабэль мужчиной жизни является Ларри. Но она его не любит… она его просто желает. Если честно, то Джин Тирни в роли своей Изабэль просто раздражала меня. Однако в чем минус ее героини, в том и плюс. Изобразить глупую, избалованную девчушку, с вдавленными в ее душу, дядиными стереотипами: «сейчас мир прогрессирует», «наша страна будет к 30-му году самой богатой», «как на это посмотрит…». Вот и все, что запрограммировано в нашу героиню. А вот злоба — так она от «жира»! Особенно впечатляющ лукавый взгляд Ларри в последней встрече с Изабэль. Типа; «у тебя есть муж и дети… но ты так и не повзрослела». И, даже слова Ларри о том, что именно Изабэль погубила Софи, не вникли полностью в пластмассовую душу Изабэль.
Софи — самый тяжелый и трагичный персонаж. И Энн Бакстер отлично сыграла свою роль. И за это она вполне заслуженно получила Оскар и Золотой Глобус. Именно ее персонаж, единственный, кто совершил и физическую, и духовную мощнейшую трансформацию в течение всего фильма. Из примерной женщины — доброй жены и заботливой матери, она после гибели мужа и дочери превращается в алкоголичку. Мы видим на экране уже две Энн Бакстер — хоть и красивые, но очень уж «разобранные».
«Странно, что у молодого человека нет вечернего костюма» (Эллиотт Тэмплтон о Ларри Дарреле). Эллиотт — настоящий сноб. Он не видит в людях души. Он ненавидит Лари за то, что он не зарабатывает на акциях, не имеет особняка, не происходит из богатого рода. Его вычурные действия смешны и забавны. Он гордится выдуманным родовым гербом, навряд ли существующим особняком на Ривьере. Он просто… оболочка. Но это он лишь поймет на смертном одре. Клифтон Уэбб вписался в свой полукомический образок. По большей части, он меня тоже раздражал, как и его племянница — героиня Джин Тирни. Но вот «сцена со смертью» получилась у Уэбба очень яркой и какой-то неординарной. Может, и не зря его на Оскар номинировали и Золотым Глобусом наградили.
Вкратце отмечу очень хорошие второплановые образы у Люсиль Уотсон (сыграла добрую всепонимающую мать Изабэль) и Джона Пэйна, долго не выходившего, как и Пауэр, из комедийного жанра («Серенада солнечной долины», «Школа свинга»).
Режиссер Эдмунд Гулдинг, славившийся своими салонными трагикомедиями (например, «Гранд Отель»), соткал очень сильную многообразную философскую драму.
P.S.: если кто-то говорит вам, что вы, дескать, не такие как все, идете не по правильной дорожке. «Кто ты по жизни?», «Ты — бестолочь!» и т. д. Выслушайте их. Но особо не слушайте. Может, они и сами идут неправильными дорогами?! «Счастье идет изнутри» — как сказал индийский мудрец, к которому однажды пришел Ларри. А они, эти люди, ровно, как и некоторые герои сего фильма, видят ложное счастье снаружи. И это счастье, рисуемое другими людьми, не может быть твоим…
10 из 10