Журналист из Рима«Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывет,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Все мерзостно, что вижу я вокруг…
Но как тебя покинуть, милый друг?!» (В. Шекспир, «Сонет 66»)
В советском прокате этот фильм назывался «Журналист из Рима». И я не знаю, какое имя лучше отражает суть истории. Это фильм о неизбежности выбора и о праве выбора. Приключенческие романы, прочитанные мемуары и биографии великих людей дают главную жизненную установку: в душе Настоящего Мужчины должен быть стержень, незыблемые нравственные принципы и готовностью к самопожертвованию. «Воин не жалуется и ни о чем не сожалеет», «Сам погибай, а товарища — выручай» и так далее, и тому подобное.
Римский журналист Сильвио Магноцци так и старался жить — как Настоящий Мужчина. И всегда (ну, или почти всегда) старался делать правильный с его моральной точки зрения выбор. Он партизанил, сражался за революцию, боролся против монархистов, не шел на сделки с нуворишами, говорил правду и никогда не предавал друзей. Молодец? С точки зрения Сильвио — да.
Но есть прекрасная Елена, которая смотрит на поступки Магноцци иначе. Она спасает Сильвано жизнь во время войны, жертвуя собой. Но Сильвано бросает девушку ради товарищей по Сопротивлению. Возвращается уже после войны, через два года, чтобы приятно провести время. В день свадьбы он отправляется на баррикады, а затем — в тюрьму. Отказывается от выгодного предложения поработать на одного дельца, а вместе с этим — от обеспеченного будущего и участка в два гектара земли. Сильвио раз за разом выбирает верность своим принципам, жертвуя интересами своей семьи. И не сдается, даже когда его начинают предавать старые друзья.
Фильм кажется легкомысленно-веселым лишь на первый взгляд. И главный герой, блестяще сыгранный Альберто Сорди, комичен только в отрыве от самой истории. Ведь все улыбки и шутки лишь маскируют душевное страдание от постоянной необходимости делать выбор, понимая, что верная дорога — самая тяжелая, и что предать — проще.
Великолепный фильм с блистательным финалом.
10 из 10