Ленин бы одобрилДобро и страх — то, что естественно и почётно в морали, но губительно в применении. Картина «Дело N39» наглядно показывает, что
если уж сделал добро, то не надо бояться спихивать особенно обнаглевших со своей шеи. Иначе пострадают близкие.
Как это случилось у бездетного социального работника Эмили Дженкинс (Рене Зеллвегер), которая спокойно вела себе 38 дел по неблагополучным семьям, а на 39-ом вдруг ощутила прилив материнских инстинктов. Почему-то именно Лилит Салливан (Джоделль Ферланд) — девочка с сатанинским именем в значении «Чёрная богиня» — показалась Эмили самым несчастным ребенком из всех, которых она ведет. Отбив её у родителей, Эмили добивается опеки над девочкой.
А ведь с другом-психологом она даже толком и не целовалась…
С долей страха, напряжения, неведения и бесконечной жалости к героям, которых уже успеваешь полюбить за пару появлений в кадре, голливудский кинодебют немецкого режиссёра Кристиана Альварта захватывает сначала нервы, а после и зрительское сердце. За переживания, за интерес, за смысл. Не для адреналиновых «голиков», а тех,
кто периодически желает пощекотать нервы, но при этом еще и увидеть какую-то идею в нагнетаемом страхе. И в этом «Дело N39» чем-то схож по эмоциям с фильмом «Ключ от всех дверей» (2005) Иэна Софтли.
И там и там вместо банальных скримеров предлагается череда намёков, взглядов, слов и закономерностей, которые доводят эмоции до кипения, страх до абсолюта, а мышцы до напряжения.
Мистика тоже появляется не просто так, а в череде вроде бы естественных событий, в которых герои как будто и сами виноваты. Только в «Деле N39» всё гораздо глобальней и разрушительней, потому что цель у антагониста не личная, а бессмысленная. В стиле
«хочу, могу, а почему бы и нет».
«Бриджит Джонс» теперь под именем Эмили в исполнении всё той же обаятельной Рене Зеллвегер, уже к тому времени обладательницы «Оскар-2004» за роль в «Холодной горе» (2003), здесь более взрослая, серьезная и решительная.
Те, кто знает актрису исключительно по её «Дневникам», изрядно удивятся такому запасу актёрских возможностей «милой» блондинки. И что самое удивительное, всё в тех же характ
ерных чертах стойкости, смелости и решительности в этой картине Зеллвегер особенно натуральная, обаятельная и симпатичная. Может, потому что рядом нет уж слишком сказочных мужчин, сходящих от неё с ума, устраивающих и решающих её проблемы?
Вместо них в роли потенциального партнёра снова обаятельный Брэдли Купер, надёжный полицейский тыл от Иэна МакШейна и ребёнок-ангел с задатками Люцифера в исполнении Джоделль Ферланд. Образы этих актёров по сюжету призваны особенно накалить чувства несправедливости и воздаяния за всё содеянное виновнику, но
только их качественной игрой достигается апогей завязки. А без него кульминация и развязка не были бы такими волнительными, накалёнными и личными для каждого зрителя.
Плюсом к сюжетным достоинствам и актёрской игре идёт режиссёрский перфекционизм, когда после завершения съёмок в 2006 году часть сцен пересняли практически через год в 2007 и тогда же изменили финал. Первоначальный вариант неизвестен, но нынешний характерно подчёркивает слоган ленты
«Некоторые дела лучше не открывать». Как всех спасённых котят лучше не приносить домой, все свои предложения не рассказывать начальству, или какие-то случаи не припоминать партнёру в ссоре. Потому что итог везде один —
инициатива прижизненно наказуема: а страданиями близких, обоссанными углами, презрением руководства или расставанием, это уже дело времени и причинно-следственных связей. Вариант Альварта оставить героиню без друзей, веры в добро, любви к работе, дома и даже машины наиболее жестокий, но из-за этого и самый показательный. Ленин бы точно одобрил.
8 из 10