Последняя системаФильм напряг меня с первых сцен... В данном случае 'напряг' означает 'о, Боже, я знаю чем он закончится'.
Итак, сказка начинается... - так же, как и все другие - появляется главный герой из ниоткуда, светлый, озаренный солнцем, и, к сожалению, очень типичный (или типажный), произносит сакраментальную фразу: 'Вот так все и начинается' и 'испаряется', обволакивая себя завесой таинственности. Разум мой исподволь рисует мистические картины и старается уцепиться за ускользающую надежду непредсказуемости, но нет - он (разум мой) уже перелистывает впередиидущие страницы сценария, и я понимаю, что все это я уже видел (читал, слышал...). Хорошо..., пытаюсь на этом не сосредоточиваться, обрекая себя на лицезрение светлой в основном картинки, (к слову сказать, работа оператора вполне достойная), игре актеров, из которых впечатлили в очередной раз наши 'зубры': Нина Русланова, Никита Высоцкий, Дарья Мороз, Чулпан Хаматова, Михаил Ефремов - именно в таком порядке. В своих сценах они грубо, то есть точно и профессионально, возвращали меня на землю со сказочных высот действа, называемого сюжетом. Игра других актеров понравилась в той или иной степени.
Ностальгические ноты фильма не выдавили у меня слезу, поскольку 'последняя чистая, идейная, рожденная как протест и как мировоззрение, а не как клуб по интересам, система', показана слишком однобоко. Я понимаю, не хотелось сценаристу и режиссеру омрачать светлую память юности и делать из лирической сказки назидательный ракурс в историю, но все же слишком романтично. И надо отдать должное - оборотная сторона медали была-таки вырисована легкими мазками (смерть друзей, пьянство и воровство, а так же секс), не омрачая общей картины. Авторы говорят: все это было, но это не главное. А что главное? Я, к сожалению, так и не понял. Все потуги главного героя окутать себя ореолом пророка, некоего мессии, гуру или что-то вроде того, разбиваются о его сознание близкой смерти - а что ему терять? - легко быть пророком, зная свой конец. Открыл он глаза этой наивной девочке, или жестоко обманул ее - трудный вопрос, на него каждый ответит по-своему.
Очень сильная фраза - 'Мы здесь будем не жить, а наслаждаться жизнью' - звучит как-то двусмысленно, а еще точнее - наивно. Наслаждаться жизнью не живя... Нельзя отгородиться от остального мира и быть счастливым, этот придуманный мир, эта светлая сказка рано или поздно лопнет как воздушный шарик под давлением окружающей атмосферы. Впрочем, так и произошло, и это, действительно, большой плюс фильма, иначе я был бы совсем разочарован.
А что же 'окружающая атмосфера'? Она показана в гротескном плане. Пресловутая 'антисоветчина' вызывает смех, а порой сожаление - но я уверен, что прототипам главных героев в то время так не казалось. Хотя, здесь я тоже соглашусь с авторами - это было страшное время, над которым осталось только посмеяться.
Ужасно не люблю сравнивать русские и американские фильмы. Я очень рад, что этот фильм остался все же нашим, потому что бездумное подражание чужим идеалам будет жестоко затоптано конной милицией - одна из двух сцен где присутствует кровь - и такие фильмы будут жить, people!
8 из 10