«Судьба благоволит храбрым»Мне всегда было очень сложно оценивать исторические, биографические фильмы потому, что с ними всегда все сложно. Если режиссер берется за это дело, можно с точностью утверждать: однозначной оценки его фильму не будет. Главной задачей такого рода фильма мне видится подача исторического материала доступным языком, чтобы простому человеку, максимум проходившему как-то мельком это на уроках истории минимум пару лет назад. Безусловно, это сделать непросто, особенно учитывая, что стоит задача передать события двухтысячелетней давности. Каждый с этой задачей справляется по-разному. В этом плане Оливер Стоун, режиссер «Александра», явно преуспел. Передав «не сухие» факты биографии, показав основные события Древнего мира эпохи Македонского, он снабдил фильм вставками рассказа Птолемея, повествующего о событиях тех лет от первого лица, что дает впечатления абсолютной достоверности, присутствия в том времени. Создает такой эффект еще и то, что зритель как бы проживает с Александром жизнь. Рождение, детство, юность, молодость… Это дает возможность не просто узнать, в каких условиях рост маленький Александр, но и найти объяснения многим его поступка в дальнейшем. Мы видим Александра не только как могущественного полководца, но и как личность. Его будто выворачивает наизнанку: среди качеств отважного война (воли, мужества, решительности) проглядывают внутренние страхи, обиды, слабости, свойственные любой личности. Режиссер обличает в нем всю человечность, которую обычно принято скрывать под железной маской, показывает без ореола героизма так, что он все же остается героем, завоевавшим не только весь свет, но и сердца людей. Именно это делает фильм особенным, и именно это я нахожу самым главным его преимуществом.
Особенно поразили потрясающе воссозданные военные сцены. Мурашки по коже перед началом баталии и искренняя радость победы по окончании — фильм не оставляет равнодушным. Ну а про саму битву даже и говорить не стоит: это настолько реалистично, что практически все сражения я просидела с закрытыми глазами.
Стоит отдельно сказать о визуальном оформлении фильма. Одежда, декорации, здания — все воссоздано тщательно, кропотливо, правдоподобно. Даже одно из чудес света, Александрийский маяк, красуется на заднем плане во время все тех же рассказов летописца. Стоит упомянуть и музыку, мотивы которой меняются с изменениями настроения фильма. Уместным стал прием кольцевой композиции (фильм начинается и заканчивается одним и тем же кадром — падением кольца из рук уже мертвого Александра Македонского), что придает картине завершенности. Ярко выражен символизм: перебивки сцен баталий с высоты орлиного полета говорят о предначертанной победе, ведь орел — это символ божественности, храбрости, веры, победы, величия и власти.
Ну и, конечно, актеры, также умело сыгравшие свои роли. Необычно было амплуа Анджелины Джоли, однако она очень вжилась в роль, сыграв немного подлую, лукавую, но очень сильную личность, мать Великого. Джаред Лето изобразил безмятежное спокойствие своего героя Гефестиона, лучшего друга Александра. В какой-то степени Гефестион и Александр — герои-антагонисты, ведь у первого нет таких амбиций, он не рвется «к звездам», он очень рассудителен. Мне не особо понравилась игра главного героя, роль которого исполнял Колин Фаррелл. Он, безусловно, показал чувства, человечность, но, по моему мнению, порой все было как-то чересчур.
Некоторые сцены показались мне затянутыми, но, думаю, это можно оправдать, да и в целом это не особо портит общее впечатление о картине.
«Но существовал ли такой Александр в действительности? Конечно же, нет. Спустя годы мы творим из него кумира. Все люди взлетают и падают… взлетают и падают.» Фильм показал такого Александра, которого вряд ли покажут энциклопедии и учебники. Фильм показал личность, героическую, но не божественную. Он человек, добившийся высот не с помощью какой-то невероятной силы, а исключительно благодаря своим личностным качествам и амбициям.
6 из 10