Американское скандинавское киноФильм чем-то похож на современное скандинавское кино, но без фирменного скандинавского мрачного антуража, и с более утонченным юмором, но он весь пронизан солнечным светом и этакими интеллектуальными кинорепликами, киноцитатами.
Если вы ориентируетесь не на сюжетные ходы и головоломные интриги, не ждете каких-либо недостающих в реальной жизни эмоциональных потрясений и экзистенциально-символических мудрствований, то есть, если вы разделяете фильмы по ощущению и настроению, возникшему после просмотра, то вполне рекомендовала бы такую линейку кино — «Аризонская мечта», «Сломанные цветы», «Страна холмов и долин».
И, кстати, хэппи-энда, как в кино не ждите, ибо это фильмы, рисующие жизнь, как ее воспринимают немного странные, но довольно самобытные и глубоко погруженные в свое видение мира, люди.
Саундтрек прекрасный, в каждой картине всегда неотделимый от картины, цельный, законченный.
Как и в «Конец насилия», главный герой в самомо начале говорит в чем заключается его «бегство» от действительности. (Я смотрел телевизор, вокруг были акулы, инопланетяне, русские подводные лодки, и я боялся нападения. Потом я вырос, и превратил свой страх в средство преуспевания в бизнесе — Конец насилия)
В темноте, при неверном свете огня, выхватывающего лицо пожилого человека из окружающей тьмы, мы слышим повторяющееся заклинание: Я не умер, я еще жив. Я еще жив?
Герой, несмотря на красочную на взгляд человека, не проходившего в мокасинах работника кинематографа, думает вот он — рай, предел мечтаний. А герой, вынужденный раз за разом следовать одной и той же схеме — растянуть рот в белозубой улыбке, пожать руки незнакомцам, изобразить из себя уверенного крутого парня без прошлого, но с впечатляющим стопроцентно американским будущим (победить врагов, преуспеть в бизнесе, жизни, в схватке и т. д.) чувствует себя втиснутым в рамки не только одной кинематографической роли, но и роли в повседневной жизни.
Он не знает, умерли ли его настоящие, не наигранные чувства, или он полностью слился с образом «звезды»?
Есть несколько забавных моментов, на которые никто тоже не обратил внимание, например, когда Тим Рот вытаскивает диктофон и начинает записывать свои впечатления. Суровое лицо, непривычно строгий, без излишеств черный костюм, чем не пародия на агента Купера?
А в моменте, когда Говард обменивался одеждой со стариком-ранчером, присутствует эпизод, когда старик говорит: я отдам все, кроме шляпы, я ее уже 30 лет ношу.
В «Аризонской мечте» есть упоминание такого важного на Западе атрибута мужчины, как шляпа (кстати, Майк Хаммер, как и Мэгрэ тоже немыслим без шляпы) — Человек может чувствовать себя одетым даже если он в одной лишь шляпе, если у него есть работа. А разговоры с погребальной урной? Как не вспомнить «Путешествие с тетушкой»?
А классический эпизод с пристегиванием преступника к руке полицейского наручниками? Только это не преступник, а сбежавшая со съемочной площадки звезда, ну и каково после этого быть киногероем?
Фильм просто пропитан мягкой иронией и насмешкой.
Финал — финал какого фильма? — повторяет все финалы Вендерса: он встретились, но жизнь их снова повела разными дорогами.