Гражданин КейнОрсон Уэллс – актёр, режиссёр, сценарист, продюсер - свой дебютный фильм «Гражданин Кейн», который признан лучшим фильмом всех времён и народов - представил в 25 лет. Этот фильм по мнению многих является настольной книгой по режиссуре.
Художественное образование помогли Уэллсу создавать высокохудожественные кадры, особое удовольствие видеть красоту в кадрах Уэллса в цветном кино. Просто ожившие картины! Но прежде всего в этом фильме мне была интересна хореография внутри кадра, мизансцены, а именно – не просто красивая картинка – хотя Уэллс безусловно строит кадр и как художник в том числе. Меня заинтересовало то, на сколько движение актёров может быть метафоричным и как мизансцена работает для зрителя на подсознательном уровне.
Все актёры перемещаются подобно шахматным фигурам – меняя силу своего влияния от мелкой пешки – визуально представлены физически маленьким объектом, до Ферзя и даже Короля – увеличиваясь в кадре до необъятных размеров. А так же очень большую роль в развитии драматургии играет свет. Удивительно драматургично Уэллс выстраивает освещение. Герои то попадая в контровой свет становятся максимально маленькими фигурами, то возвращаясь в свет переходят в атаку, становятся на одну позицию в конфликте. Они – союзники, а в это время на заднем плане в контровом свете по-прежнему стоит герой, явно теряющий свои позиции, а затем одним шагом вновь попадет в свет, становясь гигантской фигурой и заключая – нет, со мной так нельзя!
Надо отметить, что и в других фильмах (в частности – «Леди из Шанхая» и «Бессмертная история») Уэллс продолжает использовать приём – когда свет работает не на говорящего, а на человека, принимающего информацию от говорящего.
Также приём, который Уэллс использовал впервые в «Гражданине Кейне» - когда в начале фильма разбивается шар и мы как бы через искажённое в разбитом шаре видим появление горничной – в «Леди из Шанхая» получает развитие в момент, когда Герой фильма находится в шоковом состоянии. В этот же момент как продолжение идёт эпизод с зеркалами, с огромным количеством отражений в них. Также впервые этот приём Уэллс использовал в «Кейне».
Также интересен приём максимально низкой позиции камеры в «Гражданине Кейне» - в кадре всегда в помещении присутствует потолок. Так как обычно сьёмки проходили в павильонах Уэллс настоял на постройке потолков. К стати, в кадре практически не присутствует интерьер, так как часто он весь перекрыт нависающими или возвышающимися друг над другом фигурами персонажей.
В целом сильно улавливается подчерк Уэллса, например в том, как завершается сцена – когда камера максимально задерживается на финальной реакции героя. Надо сказать, что как правило в ней есть наигранность. И в целом отмечали критики и другие режиссёры, что игра актёров в фильмах Уэллса не так безупречна. Но во всяком случае по этим финальным кадрам эпизода на мой взгляд читается Уэллс.
Но в целом наиболее интересным в фильме «Гражданин Кейн» для меня является именно мизансценирование, движение внутри кадра, и то, как драматургически меняется позиция персонажа в эпизоде и как это выражает Орсон Уэллс через визуальное повествование.