Каждый персонаж как образец саморазрушенияВ то время пока Европа неуклонно катилась к началу Второй Мировой войны на другом материке огромными шагами прогрессировал кинематограф. Именно в то время кино начинали называть и с этим соглашаться, что появилось новое веяние в искусстве. Однако же, и в США (Вы же прекрасно поняли какой материк и какая страна имелась ввиду), как довелось узнать, в то время не было коммерческих заказов, люди, посвящённые в это искусство, конечно же, пользовались большой свободой, но финансы выделялись из госбюджета. В виду этого и сценария для кинопроизводства тщательнее выбирались, дабы оправдать вложенные средства. Обойти вниманием классику от английской поэтессы и писательницы
Эмили Бронте они точно не могли. Были уже немые картины, но в эпоху развития звукового кино стало необходимостью вновь экранизировать бессмертный роман.
Тем более, что в ту бытность о себе в полный голос заявил легендарный атёр
Лоуренс Оливье. Его имя в кругах критиков стало нарицательным, например
Роджер Эберт назвал
Лесли Нильсена «
Лоуренсом Оливье комедийного кино». Выражение, естественно, имеет свой подтекст, но сама дань уважения
Оливье в рецензии к картине имеет свой смысл. Сей актёр безупречно вжился в образ такой неоднозначной фигуры, как
Хитклифф. Цыган, которого приютил набожный мужчина, познакомил со своими кровными детьми, но он не знал того, что с тех пор спокойной жизни его детям ждать не стоит.
Лоуренс Оливье практически не играет мускулами лица, он одним только выражением бездонных глаз безупречно передаёт всю гамму эмоций своего персонажа. А надо сказать, что многослойный персонаж
Хитклиффа так сыграть не каждый сможет. Там можно было прочитать всё и даже без слов: от безмятежной любви до уничтожительной жажды мести. Вот
Лоуренс Оливье стоит вполоборота, он опустил взгляд, а значит он либо не хочет говорить либо думает, что сказать, тщательно взвешивает, а потом поднимает взгляд и всё — понятно, какие чувства его обуревают, именно обуревают.
В чёрно-белом кино есть своё изящество, до которого цветному кино довольно далековато, если не сказать, что вообще невозможно постичь: в чёрно-белом кино эмоции людей выходят на первый план, поэтому пёстрой картинкой не приворожить. Поэтому актёрское мастерство на первом плане. Если с
Лоуренсом Оливье всё понятно — человек родился и жил в своё время и в свой час и нашёл своё поприще, — то вот другие актёры оставили вопросы. Роль
Кэтрин Эрншоу, возлюбленной
Хитклиффа и его сводной сестры, исполнила
Мерли Оберон. На самом деле очень красивая девушка, но в фильме её почему-то сделали неприглядным утёнком. Её персонаж оказался немного утрированным: она без устали демонстрирует безудержную страсть к герою
Оливье, но в тоже время редко выражает откровенную боязнь к
Хитклиффу, а ведь эти два радикальных чувства — основа для
Кэтрин Эрншоу. Вот поэтому, наверное, при всём сочетании номинаций на «Оскар» её кандидатуры там не было.
И ещё три личности, три персонажа придают и произведению и экранизации особый ореол. Двое из них мужчины. Честно признаюсь, что скверный, неприятный, малодушный кровный брат
Кэтрин по имени
Хиндли каким-то образом привлекает. Я не говорю, что мы с ним родные по характеру, скорее меня привлекает его насыщенность и момент интриги — насколько может пасть человек. В этой картине его сыграл
Хью Уильямс. Не сказать, что авторы адаптации романа отдали ему главенствующую роль второстепенного персонажа, а поэтому его не было достаточно, не было как раз гаммы эмоций. Зато за него прекрасно отыграл свою роль
Дэвид Нивен, сыгравший мужа
Кэтрин. Серьёзный и отчаявшийся, но в тоже время джентльмен от мозга до костей — безукоризненная роль. И третьей личностью есть
Изабелла Линтон — фигура в игре мести на шахматной доске
Хитклиффа. На высочайшей ноте её сыграла
Джеральдин Фицджералд (за что и получила номинацию на «Оскар»). Она даже при нечастых своих появлениях затмевала главную героиню. Диапазон не велик — не надо бездны эмоций, но даже тут она умудрилась показать бездну любви к нелюбящему её человеку.
Редко кто сейчас посмотрит ленту, которой больше семидесяти лет, но даже при этом условии я советую посмотреть её, она затронет все фибры души, даже если не читать роман. Не бойтесь, что она чёрно-белая, будьте проще и с этой лентой станете внутренне богаче в кинематографическом масштабе.
8 из 10