Забытое кино 90-х. Часть 74Интересно, что этот фильм по ТВ крутили один-два раза от силы (по крайней мере не помню, чтобы он был завсегдатаем телевизионной программы как например «Скалолаз» или «Без лица») и известен фильм был по большей части благодаря изданию на видео. Хотя актерский состав вроде должен говорить об обратном. Если Реймонд Крус на момент выхода «Замены» был еще не так известен, то имя Луиса Гусмана мелькало в крупных проектах. Про Эрни Хадсона, Тома Беренджера и Дайан Венору говорить и вовсе не приходится.
Бывший оперативник ЦРУ Шейл (Беренджер) тайно устраивается преподавателем в школу, где работает его подружка Джейн (Венора). Дело в том, что на нее было совершено нападение и она оказалась на больничном. Таким образом в школе, известной своими бандитскими разборками, появился преподаватель Джонатан Шейл, сразу уяснивший: в этом учебном заведении творятся куда более страшные вещи, чем простые драки за углом. Установив скрытые камеры он подтвердился в своих предположениях и решил привлечь своих армейских друзей, чтобы раз и навсегда очистить школу от грязи.
Эх, было время. Уильям Форсайт (он сыграл одного из друзей Шейла) снимался в семи фильмах за год и был на виду, сам том Беренджер также регулярно появлялся в интересных проектах, Марк Энтони пробовал себя не только в качестве певца, но и на актерском поприще пытался реализовать себя. Золотые 90-е!
Частенько в американских фильмах показывается школа как место, которое кроме как огородом не назовешь. В том смысле, что там находится место и «адекватным» растениям (то бишь хорошим ученикам), и сорнякам (то бишь малолетним преступникам). Если в фильме школа задействована как одна из основных локаций для развития сюжета или даже если главные герои еще учатся, можно быть уверенным, что зритель в такой школе увидит всю ее красоту и сочность. Забитые прилежные ребята, парни, воспитывающиеся в бедности, но стремящиеся выбраться в люди, тусовщики, пофигисты и конечно начинающие гангстеры. А еще унижение учителей, разрисованные стены и конечно наличие спортзала, который обязательно появится в кадре по ходу фильма. В общем вот они, основные факторы фильма со школой в сюжете.
До выхода «Замены» мне не доводилось видеть фильма, где была бы показана другая школа («Класс 1984» не смотрел, поэтому ничего не могу сказать на его счет). Не та где учат, а та, где убивают. Картин про преподавателей и их учеников в принципе всегда снималось достаточно. Есть, например,
«Общество мертвых поэтов» с Робином Уильямсом, есть
«Директор» с Джеймсом Белуши, но они относятся к драме и комедии соответственно. «Замена» снят в жанре боевика и он положил начало серии фильмов «Замена», где главную роль сыграл Трит Уильямс (и он играл уже не Джонатана Шейла, а совсем другого персонажа). Хотя создатели «Замены» наверняка черпали частично идею именно с
«Класса 1984», а также с фантастического фильма
«Класс 1999» про учителей-киборгов.
Забавно, что в «Замене» в качестве основного «поля брани» выбрана именно территория школа. Вроде там детей должны учить, но на примере вот этого учебного заведения ясно, что тамошние обитатели уже давным давно всему научены. На этот счет, кстати, там есть один забавный эпизод, связанный со школьной доской и надписью на ней. Кстати, название фильма можно трактовать не только как подмену одного учителя другим, но и как замену приоритетов молодежи, что весьма четко и детально прописывается по сюжету.
Без большого количества финансовых средств, создателям «Замены» удалось снять неплохой боевик, в котором динамика накручивается по нарастающей и ближе к финалу достигает критической отметки. Так как главным героем оказывается оперативник ЦРУ, ранее проводивший тайные операции в других странах, можно прочувствовать режиссерскую аллегорию на противников Шейла. Большое количество преступных группировок, стянувшихся в школу к концу олицетворяют подавляющее на поле боя превосходство противника, с которым Шейлу приходилось сталкиваться неоднократно.
Если сравнивать например со
«Скалой» Майкла Бэя,
«Стирателем» с Арни или с
«Приказано уничтожить» с Куртом Расселом, у «Замены» просто ничтожный бюджет, не дотягивающий даже до 15 миллионов (у Executive Decision он в 4 раза больше, а у остальных еще выше). Но это не помешало Роберту Мэнделу снять достаточно красочный и смотрибельный боевик.
Том Беренджер оказался на своем месте — роль преподавателя и по совместительству спеца из ЦРУ ему удалась на славу (возможно благоприятным образом сказался опыт работы в
«Снайпере» 1992 года). Хоть по сценарному «уставу» ему и положено быть крутым мачо, ироничные эпизоды (как например эпизод в библиотеке), у него тоже получились здорово.
Понятное дело, что такие фильмы как «Замена» или тот же «Нечего терять» уже ушли в прошлое. Из фильмов 90-х по ТВ частенько крутят «Плохих парней» или «Воздушную тюрьму». Но если покопаться в фильмографиях актеров или режиссеров. Можно почерпнуть для себя пласт годного кино, которое не грех пересмотреть еще разок уже на взрослую голову.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
7 из 10