Россия
середина XVI века
Иван Грозный /Николай Черкасов/ - первый царь Руси
Анастасия /Людмила Целиковская/ - первая, любимая жена Ивана Грозного
Ефросинья Старицкая /Серафима Бирман/ - тётя Ивана, недовольная тем, что царь решил властвовать единолично без опоры на бояр; вынашивает злобные планы, мечтает посадить на трон своего сына
Владимир /Павел Кадочников/ - сын Ефросиньи, желанием стать царём не горит, безвольный парень, не сильный умом, но падкий до развлечений
Андрей Курбский /Михаил Названов/ - друг Ивана, влюблённый в Анастасию и сам подумывающий о том, что власть – сладка и маняща
Малюта Скуратов /Михаил Жаров/ - приближен к царю, опричник
Все мы с вами изучали в школе историю, кто-то увлекается ею до сих пор, кому-то она не очень интересна… Но вряд ли найдётся хоть кто-то, не знающий об Иване Грозном. Чаще всего, при упоминании этого имени у многих возникает образ полусумасшедшего старика, жестокого практически маньяка, одержимого идеями о бесконечных заговорах против него.
Что ж, я не буду сегодня анализировать личность Грозного. Не буду я и упоминать исторические несостыковки, показанные в картине, коих, конечно, много. Ну не получается у нас /и не только у нас/ снимать фильмы, с полной исторической достоверностью показывающие то, что было на самом деле. Нужно драмы добавить, мелодрамы и прочих составляющих. Хотя я, как тот самый любитель истории уверяю вас, что и без этих добавок любая история и биография любого видного деятеля и до слёз бы довела, и в самое сердце бы поразила. Но…зрителю нужен накал, на него, как правило, упор и делают.
Говорить я буду исключительно о постановке великого и прекрасного Сергея Эйзенштейна, чья картина «Иван Грозный» лично для меня стала знакомством с этим знаменитым режиссёром. Если в двух словах – я поражена. Поражена в самое сердце, поражена и влюблена. Это потрясающая картина, настолько кинематографично-прекрасная, что невозможно это словами описать, необходимо самому увидеть.
Обе части о Грозном снимали в годы войны. Считается, что сам Сталин приложил руку к созданию картины. У многих современников этот факт вызывает недоумение – советский лидер «заказывает» фильм о самодержце, коих, считай, недавно только удалось свергнуть? Но и об этом давайте сегодня говорить не будем, поскольку что вопрос с историческими фактами, что ситуация со Сталиным – слишком обширная площадь для диалогов. Так что вернусь к фильму, как к экспонату кинокультуры.
В картине нам показывают достаточно длинный путь Грозного: венчание на царство, свадьба с Анастасией, взятие Казани, болезнь царя, смерть Анастасии /которую многие современники считают основной причиной того, что Грозный, если можно так сказать, «сорвался»/, опричнина. И на первом плане – личность царя, его трансформация, его терзания. К слову, терзания других людей по приказу царя особо не показаны, более того, поданы они, как практически самовольные решения опричников. В этом можно, конечно, кое-что углядеть /вспомним про участие Сталина/, но мы договорились сегодня этого не делать.
Актёрская игра современного /я бы даже сказала, юного/ зрителя не только не удивит, а даже, вероятно, отпугнёт от этой картины. Огромное количество крупных планов. Бесконечная игра мимикой: расширенные глаза, подвижные брови, стремительные движения и тут же застывшие позы… Всё это уже не применяется, всё это в американских фильмах-современниках не увидишь, но всё это именно в этом фильме о Грозном лично я считаю более чем уместным. Лично мне подобные приёмы помогали погрузиться в картину и насладиться ею.
Поражена удивительно игрой света и тени, бесконечной игрой, видимой чуть ли не каждую минуту. И всё это подчёркивается великолепнейшей музыкой Сергея Прокофьева: будь то просто инструментальные композиции, или стилизованные под русские народные песни, или описание сложившейся в картине ситуации, стилизованной под церковное песнопение. Великолепно!
Не могу сказать, что современного зрителя удивит работа художника-постановщика, не будем забывать, что картина снималась в годы войны. Всё достаточно лаконично. Но при этом костюмы отличные. Позабавило изображение двора Сигизмунда, одежда его придворных. А ещё озвученные мифы о том, что в Москве младенцев едят… Ну ничего в этом мире не меняется, даже слухи, вам не кажется?
Посмотрела в рамках киномарафона, где мне выпал 1944 год. Признаюсь, сначала я хотела посмотреть только первую часть. В конце концов, современники фильма вообще этой части после выхода первой ждали 13 лет. Но не смогла остановиться… Это действительно великолепное монументальное кинополотно, которое обязан увидеть каждый уважающий себя киноман.