О жизни несчатных супругов.Прежде чем перейти к рассмотрению работы знаменитого шведа, необходимо отметить факт, что в известных кругах фильм является образцом, примером, приводимым для наглядной демонстрации вытеснения, развития и, наконец, внезапного всплеска подавленных эмоций у современного цивилизованного человека. В этом отношении фильм довольно близко подходит к документальному.
Итак, Бергман строит здания своего произведения несколько необычным способом. Непосредственное развитие сюжетной линии, анализ ряда причин, приведших к «катастрофе» перемежается различными диалогами, допросами, высказываниями своего мнения людей, близко знакомых с убийцей. В данном случае очевидно, что существующая реальность и реальность протагониста несколько отличны между собой.
Главный герой — Питер Эгерманн — женатый человек, предприниматель. Жена- сексуально привлекательная особа, любящая заиметь контакты на стороне, но всем сердцем любящая мужа. В социальном отношении он довольно преуспевающий бизнесмен, очевидно, представитель верхних слоев среднего класса. Мать- волевая, решительная, властная женщина, доминирует над сыном. Из других персонажей следует также отметить доктора психиатра, имеющего половую связь (что нередко для врачей данной специальности) с женой Эгерманна, но не способного завладеть ее душой. Также некоторую роль играет еще один спутник жизни жены героя — дизайнер — гомосексуалист. В данном случае — это антипод протагониста. Если Эгерманн является латентным, скрытым гомосексуалистом, подавляющим свои порывы от страха перед матерью и социальными запретами, то он, напротив, открыто признает свою сексуальную ориентацию, не боясь укоров родственников, в данный момент имеет высокий социальный статус и признание со стороны общества.
Чрезвычайно важен эпизод, в котором раскрывается взгляд этого персонажа на самого себя, на собственную ПЕРСОНУ. А именно: он без утайки объявляет, что в нем соседствует несколько личностей. Одна — цивилизованный, европеизированный, эстетствующий, культурный человек. Другой — алчный, вожделеющий, жаждущий актов насилия, ищущий грубости в самых злачных местах сошедшего с ума мира. Как раз таки это признание и спасло его от несчастий. В дальнейшем, он раскаивается, что не помог Питеру в поисках самого себя, хотя, однозначно был на это способен.
Катарина — жена. Мотивы ее поступков чрезвычайно темны и туманны. В фильме же произведен детальный, поступательный анализ развития ее взаимоотношений с мужем. В силу того что она доминировала в семейном тандеме и всячески утверждала свою власть над мужем, у того возникла естественная реакция доказать той наличие собственной воли. Немалую роль на главного героя оказало давление со стороны общества (символично выражено в постоянном шуме автотранспортного потока). Обострение началось с эпизода, в котором жена смеется над неспособностью мужа заняться с той анальным сексом, что являлось для Эгерманна последним средством утвердиться над женщиной.
В ленте мастерски отображена раздвоенность, расслоение души главного героя. Начало — сон об убийтве, сознательно — полное спокойствие и довольство собственной жизнью, конец — убийство, сознательно — неудавшаяся попытка бегства от себя, предотвращения катастрофы.
Подводя итог, следует сказать, что Бергманн (матерый семьянин и любящий отец) прекрасно разбирается в душе тех несчастных, что обречены на страдания от вечного недопонимания, недооценки своей воли, своей сексуальности со стороны окружающих. Режиссер отвечает на глубокие, важные вопросы жизни с легкой руки. Убийство предстает нам как закономерный результат при плохой игре персонажей в жизнь. Люди — лишь марионетками, влекомыми неизвестной рукой судьбы, необходимости. А такие вещи как брак, социальный статус, жизненный уклад являются в этом театре абсурда лишь шансом, возможностью встать перед занавесом в наиболее красивую, наиболее выгодную позу. А жизнь — шахматной партией со смертью, ставкой в которой является собственная сущность.
В заключение цитата мудреца и страдальца Ф. Ницше:
«При вступлении в брак нужно ставить себе вопрос:полагаешь ли ты, что ты до старости сможешь хорошо беседовать с этой женщиной?Все остальное в браке преходяще, но большая часть контактов принадлежит разговору».