«...И тут я решил усложнить себе жизнь. Всегда полагаясь на верный выигрыш, я впервые поставил на сомнительную карту»
Ровно 25 лет назад в прокат вышла восьмая совместная работа Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро- бойкая криминальная драма «Казино».
Картина о подпольно-гангстерских перипетиях жизни игорной столицы Америки во второй раз свела на съемочной площадке яркий актерский тандем Де Ниро и Пеши, режиссера Скорсезе и писателя Николаса Пиледжи, чей одноименный роман лег в основу фильма. И кто бы сомневался, что столь мощный творческий союз явит миру очередной жанровый шедевр,- после культовых «Славных парней» другого и не ждали!
Действительно, «Казино» это не только очередное обращение Мэтра к фирменной гангстерской тематике, но и квинтэссенция творческих методов режиссера, кои он отточил еще на своей предыдущей работе, а в новой картине довел до абсолюта. Это головокружительный, беспрестанно грохочущий, визуально завораживающий и музыкально опьяняющий повествовательный сплав, броско и наглядно демонстрирующий медленное падение героя в ад: начиная от бурлесковых титров графического дизайнера Сола Баса (так вот чем вдохновлялись авторы опенинга «Безумцев»), до кричащей китчевости финального кадра.
В «Казино» Скорсезе с успехом проделывает тот же трюк, что и в «Славных парнях»: режиссер не только мастерски визуализирует безумство криминальной одиссеи Сэма Ротстинса, конструируя проносящийся на сверхскорости трёхчасовой хронометраж из длинных кадров, плавно снятых стедикамом, быстрого панорамирования, безумных ракурсов, рапид, стоп кадров, из активного использования зональных линз, визуальных аллюзий, из искусной игры света и тени, но и прибегает к любимому приему нуарных картин- закадровому голосу. И это не просто классический монолог, а настоящий дуэт двух противоречивых характеров — сдержанного, расчетливого воротилы и сверхэмоционального гангстера, на протяжении всего повествования поочередно излагающих свои субъективные версии событий. Несмотря на то, что сценарий «Казино» переписывался Скорсезе и Пилежди 16 раз, на площадке часто допускались импровизации, которая привела к тому, что фильм является одним из самых матерных фильмов в истории. Только слово «fuck» употребляется в нём 422 раза, то есть 2,4 раза в минуту (свой рекорд режиссер побьет «Волком с Уолл-стрит»- 687 раз).
И сей повествовательный локомотив щедро приправлен музыкальной составляющей- в трехчасовой ленте почти без перерывов друг друга сменяют более шестидесяти композиций. Некоторые звучат по несколько раз в разных вариациях, с головокружительной стремительностью чередуя жанры, стили, направления: от хард-рока до бессмертной классики.
На одни только костюмы в «Казино» ушло более $1 млн бюджета: в съемках было задействовано около 7000 актеров, для каждого из которых изготовили костюм стоимостью не менее $150, художники по костюмам Рита Райек и Джон Данн специально сшили или нашли семьдесят старомодных костюмов для Роберта Де Ниро и сорок для Шэрон Стоун. Актеры почти не появляются в одной и той же одежде в разных сценах, а легендарное золотое платье Стоун весило аж 20 кг.
Вышедшее в декабре 1995 года творение Скорсезе при бюджете в $52 млн. собрало в мире $116. А вот некоторые критики встретили картину более сдержанно, обвинив режиссера в самоповторе, а на грядущем «Оскаре» картина засветилась, к сожалению, всего лишь в одной номинации- Лучшая женская роль (Шэрон Стоун). В следующий раз троица Де Ниро- Пеши-Скорсезе воссоединилась уже лишь на площадке «Ирландца» 23 года спустя.
Кулик в восторге от этого криминального болота и по традиции настоятельно рекомендует отметить юбилей сей прекрасной картины пересмотром или возможностью ознакомиться впервые!