«Все люди братья, только у них часто почему-то рожи разбиты»Один из лидеров советского проката за всю историю. Дебют 27-летнего Василий Пичула, сейчас, к сожалению, смотрится очень актуально для российской провинции.
Фильм вовсе не о свободе, напротив, он о рабстве, убожестве и тошнотворности российского быта. Картину трудно отнести к советским фильмам — таким, какие мы привыкли видеть. У него другой, самостоятельный характер.
Первые ассоциации, возникающие после просмотра — боль от реалистичности увиденного, удрученность, затянутость и депрессия.
Что же предстает перед зрителем? Деградация типичной семьи, тонущей в бытовухе: отец-алкоголик, ограниченная мать, которая это терпит, сын, который добился каких-никаких успехов в московской карьере, и дочка-шалава, которая не желает ни учиться, ни работать, а если кратко, не хочет совершенно ничего.
Все герои очень живые и приземленные. Создаётся ощущение, что эта история о ваших соседях или знакомых, а может, и ваша собственная.
Первый план переносит нас в мир фабрик и заводов, состоящий из бесчисленных труб, производящих грязь. Этим же планом повествование заканчивается. Город остается неизменным, как и его жители. Трагедии так и не случилось.
В квартире родителей веры все пронизано эпохой брежневского застоя, начиная от сервиза за стеклом, заканчивая приветственным семейным застольем в честь знакомства с будущим мужем Веры Сергеем.
Зрителю показан и студенческий быт — уродливые стены с ободранными обветшалыми обоями, украшенные дешевыми плакатами и сигаретными пачками.
Главная героиня совершенно потерялась, она ни в чем не может быть уверенной, но для нее ясно одно — вокруг нее только фальшь. Вера — абсолютно нетипичный женский персонаж советского кино. Она много курит, пьет вино и шатается по вульгарным дискотекам. Впрочем, молодежи в подобной глубинке больше заняться нечем. Она полностью состоит из нереализованных надежд и растопленных, как масло на сковороде, желаний.
Сцены пьяных истерик Веры, в которых ее прорывает на чувства вызывают дрожь. Смотреть на это очень некомфортно. Как будто она больше не способна держать в себе все так долго подавляемые эмоции.
Наиболее интересным и неоднозначным кажется персонаж А. Солонова — Сергей, демонстрирующий нескрываемое презрение к убожеству и ничтожности быта своих будущих свекрови и свекра, и мещанства в целом. Он больше всей походит на «нового» человека, для которого не представляется возможным жить в подобных условиях. Однако он никуда не уходит. И не уйдет. И вскоре крики, ссоры, вездесущее засаливание огурцов и ксенофобия станут его реальность тоже.
Так же в фильме поднимается проблема отцов и детей. Особенной силой отличается сцена, где отец Веры бежит за ней свозь льдинки града, падающие с неба, а после крепко ее обнимает. Именно после этого события Вера меняет свое решение — она больше не хочет сажать отца в тюрьму. Потому что она и ее семья — одно целое — неизменное и «тупое», как его называет Сергей, общество.
Картина не анти-советская, однако она демонстрирует то, насколько прогнил режим и весь ужас монотонности жизни мещан, которые застряли в прошедшей эпохе. Время перенесло этих людей в перестройку, в новую систему координат, но никто из них будто не знает, что с этим временем делать.
Все время просмотра я не могла понять, что напоминает мне этот фильм. А потом в голову пришел последователь Пичула — Быков с его типичными травмирующими моральные устои сюжетами картин о русском быте и полной бездуховности.
Кинокартина длиться более двух часов, уставший от происходящей на экране сартровской «Тошноты» ждет финала, однако фильм не имеет концовки. Появляется ощущение, что все происходящее будет длится вечно. И это страшнее всего. Зрителям показана одна семья, а таких семей тысячи. И жизнь у этих тысяч такая же пустая и бесперспективная. Среди героев Виктору повезло больше всех — ему есть, куда убежать. Жителям индустриальной глубинки же бежать некуда.
Пичул и Хмелик нащупали в своем фильме не рождение новой ментальности — не советской, ценящей свободу, но морально потерянной, без стержня в виде моральных устоев и стремления к высокому. Молодежь больше не интересует построение коммунизма, их цели намного более мелочные.
Подобные мещанские взгляды советских людей не исчезли и теперь. В своем развитии они достигли апогея, поэтому продолжают компостироваться в своих жалких тесных хрущевках. Маленькие люди, как у Пушкина. И Вера такая же маленькая.
Вывода не будет. Каждый должен сделать его сам.