'Несчастная страна, несчастный народ!' (с)Многие люди, чья молодость пришлась на перестройку, этим фильмом исключительно восхищаются. У меня лично ничего подобного не было и в первый просмотр, а со временем я вовсе пришёл к выводу о том, что 'Вера' - едва ли не самый разрушительный фильм из перестроечных. Бывали, конечно, и куда более отмороженные картины, однако они и собрали куда как меньше зрителей, и уровень их просто очень низкий. Отвечая самому себе на вопрос, а за что же некоторые люди данное кино полюбили, я и решил написать рецензию, тем более, что критика 'Маленькой Веры' часто очень банальная.
Если характеризовать 'Веру' максимально кратко - то это фильм-страдание. Страдают в нём абсолютно все - даже темнокожий мальчик. Кажется, что поначалу не страдает герой Соколова, но довольно быстро присоединяется ко всем остальным. Главная героиня страдает, конечно, больше всех. Посмотрите сами: родители - тупые совки, которые всё время лезут со своими неактуальными совковыми ценностями, живёт она в ужасном городе, где нет ничего кроме мерзких заводов, которые нужны только для отравления жизни, и убогих пятиэтажек. Абсолютно беспросветная жизнь, не правда ли? А юная душа хочет любить, что, казалось бы, в этой несчастной стране невозможно. Однако любовь таки случается, что позволяет Вере отдалиться от лживой и гнилой действительности. Эту цель, собственно, и преследуют разными способами молодые жители Жданова (Мариуполя).
Далее происходит очень важный момент. Происходит столкновение молодого и раскрепощённого человека (герой Соколова) с тупым совком-камазистом. Последний, кстати, не очень то агрессивен по отношению к первому, и ведёт себя нормально, но нормальное поведение совка - бесчеловечное. Поэтому жених до совка пытается достучаться, и хоть сколь либо заставить его осознать свою совковость. Но происходит неудача - герой Соколова терпит поражение. Физически он продолжает существовать, но, надломленный системой, начинает страдать в больнице. Таким образом, просвет в металлургическом аду, дававший Вере жизненные силы, погас. За что зритель должен ей посочувствовать. В конечном итоге ВСЕ персонажи картины становятся намного несчастнее, чем в начале. И нам ничего не остаётся, кроме как произнести крылатую фразу, вынесенную в заголовок рецензии.
И вот она, оглушительная
правда. Коммунистическая идеология - ложь, в конечном итоге заставляющая людей ненавидеть друг друга, и жить этой ненавистью. Вот она, жизнь простых людей, сверх-реалистичная! Наконец-то показали
правду, а не мир всяких там Серёж Сыроежкиных и Алис Селезнёвых, и даже не благоустроенных рязановских интеллигентов.
Фильм просто кричит о ужасе системы, что, кстати, свойственно не всем перестроечным фильмам. Например, в 'Ассе' или 'Курьере' подобного вы не увидите. Кстати, если поставить в один ряд главных героев этих фильмов и данного, то сопереживать Ивану Мирошникову можно и в чём-то даже нужно, сопереживать Бананану я не могу, но и отвращения к нему не испытываю, а вот сопереживать Вере, по моему мнению, может только антисоветчик (страдать от совка - святое дело), или же просто безответственный человек.
Многие восхищались образами ужасных Вериных родителей, олицетворяющими человеконенавистническую систему. А чем они плохи? Тем, что хотят, чтобы их дочь получила образование ('Вызов пришёл из училища?!'), и заняла своё место в обществе? Тем, что не принимают героя Соколова, который ведёт себя по отношению к отцу Веры не просто агрессивно, он ведь его просто унижает! Упрекнуть их, пожалуй можно в том, что разговаривают они с Верой не совсем конструктивно. Но о трудностях диалога отцов и детей в те времена прекрасно спел Юрий Шевчук: 'Их тяжёлая юность прошла вдалеке от вещей, тех которые так переполнили доверху нас'. Об этом ещё будет сказано в самом конце.
***
Юрий Назаров, говоря об этом фильме, был в критике довольно сдержан, и свою главную претензию выразил максимально лаконично - отсутствие просвета. Именно здесь и находится важный водораздел. Действительно, после просмотра 'Веры' может возникнуть ощущение какого-то конца истории. Нет абсолютно ничего, что бы являло собой хотя бы варианты выхода. Нет персонажа, который бы безответственно страдающей массе был сколь либо противопоставлен. Или вариант, использованный в 'Курьере', где просвет был в самом главном герое, в котором происходила как бы борьба мыслей? Он тоже отвергнут, есть только страдание.
Человек, который заминусует рецензию, может сказать: 'У совка горит от правдивой критики'. И да, и нет. Были ли Советский Союз и советское общество 1980-х в состоянии кризиса? Безусловно, был! Но виноват в этом был не 'коммунизм' (само по себе социалистическое государство), а те 'коммунисты', которые с каждым съездом партии становились всё дальше от марксизма, и в конце концов создали все условия для реставрации капитализма. На этой же почве и появилась богатая культура страдания, из которой 'Маленькая Вера' и произросла. Но, повторюсь, в этом и проблема. Тема этих страданий поднималась и раньше, причём как применительно к молодёжи, так и к уже состоявшимся людям. Но там были поиски того самого выхода, заставляющие людей меняться. И такие фильмы оставляли после себя мысли о том, что общество всё-таки будет развиваться. Вот видит Вера перед собой 'Азовсталь', и думает, в каком ужасном городе живёт. А ведь эта самая 'Азовсталь' (или любое другое предприятие) - можно сказать, и есть настоящая жизнь.
А ведь очень скоро (на дворе 1988-й год) жизнь изменится так круто, что сюжет данного фильма станет просто невозможным, и мало возможен он и сейчас. Вспомните дебютный альбом '45' группы 'Кино', такие песни, как например, 'Просто хочешь ты знать' или 'Бездельник'. Последняя, кажется, подходит в той или иной степени всем главным героям молодёжных перестроечных фильмов. Люди, сыгранные Евгением Урбанским, которые тряслись в самосвалах на перекрытиях рек, создали условия, в которых люди, сыгранные Натальей Негодой, могут спокойно пойти в сетчатых колготках веселиться под Софию Ротару. А вот эти люди своим детям создали уже совсем иные условия. В этом есть определённая вина и поколения Урбанских, которые своих детей воспитывали по-разному, и иногда, желая 'просто пожить', упускали многие важные моменты. Кто-то не упускал, ведь и в безмятежные времена кто-то сидел в новых самосвалах на перекрытиях новых рек... Но в результате у современников Веры проблемы куда как серьёзнее. Несмотря на то, что в воздухе у нас витает условный пар вейпа, а не доменный газ.