Хороший, но не революционный хоррорФильм 'Омен' принадлежит к серии так называемых олдскульных хорроров, которые ещё умели пугать не столько скримерами и обилием кровищи, сколько атмосферой. К такому типу относятся культовые 'Изгоняющий Дьявола', 'Ребёнок Розмари', 'Сияние' и, конечно, 'Омен'. Первые три фильма я посмотрел уже давно и поддерживаю мнение о том, что эти фильмы способны запросто расплавить даже стальные нервы одной лишь жуткой атмосферой. 'Омена' же посмотреть никак не удавалось, хотя слышал, что этот фильм не менее пугающий, чем предыдущие три. Только недавно удалось посмотреть и... на самом деле, из всех вышеперечисленных фильмов он наименее страшный. Вовсе не плохой, просто он не нагнал столько жути, сколько хотелось бы.
Но начну для начала с того, чем фильм однозначно понравился. Во-первых, это актёры. В первую очередь это Грегори Пек и Дэвид Уорнер, сыгравшие пару героев, в чью химию реально веришь. Здесь даже проглядываются некоторые элементы взаимоотношений, которые Ричард Доннер использует потом в фильме совершенно другого жанра 'Смертельное оружие', где, как окажется, такая химия почти идеально работает. Плюс, Харви Стивенс весьма убедительно отыграл роль дитя самого зла. Не такой сильный перформанс, как у Линды Блэр из 'Изгоняющего дьявола', или Хэйли Джоэла Осмента из 'Шестого чувства', но и не современные дети в хоррорах, которые вместо того, чтобы нагонять жути, только раздражают. Поэтому игрой этого пацана более чем доволен.
Во-вторых, постановка Доннера реально отличная. Сцена, когда на героев набрасывается свора обезьян не на шутку пугает, а другая сцена, когда за героями Пека и Уорнера наблюдают со стороны и потом оказывается, что это стая ротвейлеров тоже поставлена так, что по телу бегут мурашки. Но есть и те сцены, которые стоит признать, ныне выглядят скорее глупо. Так, смерть священника, которая по идее должна пугать, на деле оказывается скорее забавной, чем страшной. Такое ощущение, словно Доннер специально хотел, чтобы её разобрали на мемы, а Эдгар Райт в 'Типа крутых легавых' 30 лет спустя оригинально спародировали её. Вообще, сам священник для такой истории выглядит чересчур карикатурно, почти как герой Лумиса из 'Хэллоуина', чьи изречения про чистое зло внутри Майерса ныне выглядят довольно наивно. Этим, к слову, фильм мне зашёл меньше, чем тот же 'Ребёнок Розмари', в котором нелепых моментов даже ныне 50 лет спустя очень трудно найти.
Но в-третьих, главное, что лично для меня сделало наверное 50% всех страшных сцен фильма по-настоящему страшными, так это музыка Джерри Голдсмита, причём одна из лучших за всю его карьеру. Вообще, по количеству запоминающихся мелодий из фильмов этого парня можно назвать едва ли не вторым после Уильямса. Именно он подарил музыку к 'Звёздному пути', 'Планете обезьян', 'Китайскому кварталу' и другому популярному хоррору 'Полтергейст'. Однако здесь его музыкальные композиции, кажется, достигли пика. Скажем, сцена падением героини Ремик не была бы и на десятую часть такой страшной, если бы не саундтрек Голдсмита. Именно его музыку можно назвать примером идеальной хоррорной композиции. Даже когда её отдельно слушаешь от фильма, она нереально будоражит. За музыку смело можно накинуть не один балл.
Но почему же лично меня фильм испугал не так сильно, как на то хотелось бы? Трудно сказать. Возможно, дело в том, что мною было просмотрено немало хорроров на этом веку и даже таким фильмом заядлого любителя ужастиков уже не удивить. А возможно дело в том, что этот фильм ещё на стадии съёмок получил статус 'проклятого' за ряд произошедших пугающих событий, от которых волосы встают дыбом сильнее, чем после самого фильма. А возможно тут просто дело вкуса.
Но в любом случае, фильм можно и даже нужно рекомендовать к просмотру. Это всё ещё добротно снятый хоррор, к которым в те времена ещё не относились как к пустому заработку (хотя вроде с приходом в жанр Эггерса и Пила ситуация потихоньку выправляется, кто знает) и на фоне последующих сиквелов и ребута, этого 'Омена' можно даже назвать шедевром, хотя я знал фильмы и намного более пугающие.