Конец 60-х годов в кинематографе Америки пришелся на своеобразную «революцию». Популярные в то время однообразные вестерны и боевики стали уходить на второй план, открывая дорогу новым авторским работам, и ныне популярным молодым режиссерам, среди которых — Коппола, Скорцезе, Полански и др. Этот переход к новой эпохе отлично показал Тарантино в своём «Однажды…в Голливуде», но сейчас не о нём. Не менее прекрасно эти изменения показала и картина Джона Шлезингера «Полуночный ковбой».
Главный герой, словно человек из «старой школы» представляет из себя ковбоя, но никто на него не обращает внимания. Ковбои вышли из моды — будто говорит нам Шлезингер, и Джо (так зовут главного героя) к концу картины наконец это признаёт. В течении всей ленты Джо пытается привыкнуть к изменениям в мире — ему порой он кажется диким и непонятным, да и зрителям, посмотревшим этот фильм впервые может показаться так же. Флэшбеки, эпилептические кошмары в виде внезапных вспышек света, резкая смена цвета изображения с обычного цветного на черно-белый — все это порой нелепые нововведения только появившегося, прорывного, современного кинематографа.
Сюжет фильм рассказывает о дружбе двух совершенно разных людей — бездомного из мегаполиса и альфонса из захолустья. Их абсолютная непохожесть работает, играет на контрасте, оттого, конец фильма может по-настоящему растрогать. В такую дружбу просто-напросто веришь, и не последнюю роль в осуществлении этой реалистичности сыграли (иронично) актеры. Джон Войт и Дастин Хоффман всегда были и будут прекрасными актерами, и «Полуночный ковбой» прямое этому доказательство — для обоих фильм был одним из первых в карьере. Оба отлично справляются со своими ролями, а особенно Хоффман — его драматический потенциал раскрывается здесь как нельзя лучше.
В фильме присутствуют порой неуместные сцены эротического характера и обнаженка, которая поначалу может показаться лишней. И без всего этого фильм бы точно смотрелся хорошо. Но вспомните о ком этот фильм — разве в этом роде деятельности возможно избежать рейтинга «18+»?
Иногда в сюжете проскальзывает некая нелинейность. До финальных титров мы так и не узнаем наших героев полностью. Если для героя Войта нам предоставляются оборванные флэшбеки, то Хоффман просто есть, и не нуждается в предыстории. Нам достаточно того, что он бездомный, хромой и мечтающий о Флориде. История Войта интереснее — создатели предлагают зрителям самим догадаться о трагическом прошлом «ковбоя» путем расставления в правильном порядке беспорядочно разбросанных по всей картине воспоминаний и снов героя. Эти сны явно идут на пользу истории и герою, добавляя больше трагизма в его образ. Ну, и, стоит сказать, что герой Хоффмана также не был совсем обделен — зрителям дают знать о том, что у него был отец, которого он довольно рано потерял.
Фильм говорит на взрослые и актуальные темы (благо возрастной рейтинг позволяет), и даже сейчас он бы смотрелся хорошо. Он не опережает своё время, нет нисколько, но темы, которые он затрагивал тогда, в конце 60-х до сих пор на слуху. А некоторые картины до сих пор только за них могут получить главную награду киноакадемии.
Ну и напоследок скажу, что в картине есть душа. Понятие довольно странное, соглашусь, и сложно, прочитав какой-то там отзыв понять, что же это за душа такая. Но она есть — несмотря на всю эту пошлость, резкие нововведения и осовременивание кинематографа она никуда не делась. Душа эта заключается в показе настоящей дружбы, во взаимопомощи двух разных людей, в искренности их поведения. В музыке и антураже потрясающего Нью-Йорка. В том, давно потерянном времени. Каждый найдет в этой картине что-то свое — кто-то заметит метафору о происходящем на Голливудском поприще, другой отмети простую, но искреннюю историю о дружбе — и все будут правы. Кино ведь оно для того и существует, чтобы расслабиться, возможно задуматься, сделать какие-то выводы лично для себя. Всем в обязательном порядке советую к просмотру, а я пока пойду узнавать о новых история в этом вечном течении под названием «Кинематограф».
8 из 10