Преступление без наказанияВполне вероятно, что снятый по роману Луиджи Бартолини фильм «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика прошел через десятилетия, сохранив к себе зрительский интерес, благодаря невероятно точному, живому портрету послевоенной Италии. Свергнутая диктатура Муссолини оставила итальянцам в наследство чувство стыда за поддержку человеконенавистнического режима и неоднозначную архитектуру «нового Рима». И хоть в фильме Де Сики нет войны и она даже не упоминается в диалогах, её уродливый призрак постоянно маячит в кадре. Свергнутый фашизм дуче отозвался крахом социальных институтов, повальной безработицей и ростом преступности. Природе этой преступности режиссер дает вполне четкое определение — безвыходность. Жить хочется, а еще есть престарелая мать, голодные дети, невыплаченные долги, вот и денег, полученных с заложенных в комиссионку простыней, едва ли хватит на пару недель скромных трапез. Фабула ленты такова, что бродя по улочкам Рима, вместе с разыскивающим украденный велосипед главным героем, зритель постоянно заглядывает в нутро обездоленного города, и за гнусным преступлением все отчетливее проявляется нужда, а не корысть. «Похитители велосипедов» — крайне пессимистичный взгляд на современную режиссеру Италию, натуралистичная картина тех ужасных последствий, до которых доводит политическое высокомерие. Когда порожденный системой монстр сожрал самого себя, разве можно судить людей, отчаявшихся на кражу ради выживания? Де Сика ни в коем случае и не оправдывает, но на примере во всем порядочного и отчаявшегося человека пытается понять.
Хотя фильм (как и роман) является ярким представителем неореализма и практически лишен всяческих обобщений — уникальную историю бедного Антонио легко можно спроецировать на ситуацию в послевоенной Европе в целом. Церковь через бесплатные обеды пытается умножить свою паству, редкие богачи, невзирая на толпы безработных, живут на остатках обесценившейся империи, обретают популярность лжепровидцы и лжепророки, а сбитые в стаи кварталы яростно защищают своего, обвиняя чужака во всех смертных грехах. Все эти зарисовки из жизни вечного города, а на их фоне трагические поиски Антонио единственного средства к существованию, кроме пессимизма ничего не вселяют, но таковым и было положение дел — фильм сосредотачивается на событиях происходящих «здесь и сейчас». Достоверность, к слову, Де Сика соблюдает и в деталях. На бедняках поношенные и запачканные костюмы, торговцы брахолок угрюмы и смотрят исподлобья поверх своих многочисленных и мало кому нужных товаров, а улицы пестрят зазывающими на представления и показы афишами. Посмотрев этот фильм, легко можно заглянуть сквозь время, в Италию сорок восьмого. В свое время фильм поразил зрителей и критиков в Штатах еще и тем, что показанные в нем герои были обычными людьми, не озлобленными разгромом фашистами, а простыми семьями со своими горестями и радостями. Просто так вышло, так случилось, что все они пережили войну, да еще и на правах аутсайдеров. Сейчас, много лет спустя, каждый зритель имеет возможность взглянуть на те годы собственными глазами и убедиться, что далеко не всякое преступление стоит трактовать как злодеяние, возможно оно просто является отголоском куда более масштабных деяний.