'Я был проклят со дня моего рождения'Неореализм в кино зародился после второй мировой, когда режиссёрам в силу бюджета приходилось отказываться от декораций, профессиональных актёров и прочих «роскошей». Самая настоящая жизнь без прикрас, киноделам приходилось опираться лишь на свой талант и на то, что было под рукой. Первым фильмом неореализма считается «Рим, открытый город», многие ранние зрители которого и вовсе думали, что смотрят кинохронику, настолько было правдоподобно. Помимо подхода к съёмкам, неореализм ассоциируется с социалистическим посылом. Это фильмы о жизни рабочего класса, действие которых происходит в культуре бедности. При этом, за счёт приземлённости главных героев, зрителю легче сопоставить их с собой. Часто это простые по структуре, но сильные фильмы.
Сюжет «похитителей велосипедов» повествует об Антонио. Вот уже несколько лет он не может найти работу, пока ему не предлагают должность расклейщика рекламы. Единственным условием является наличие собственного велосипеда. И вроде всё начинает налаживаться, Антонио наконец-то сможет достойно содержать семью, но происходит немыслимое. В первый же день работы велосипед угоняют! О новом нельзя и думать, поэтому Антонио берёт с собой сына и начинает поиски украденного.
Конечно, всё не так просто, поиску мешает буквально всё. В условиях бедности люди формируются в настоящие общины для самозащиты. Они будут защищать своего от чужака, даже если первый действительно виновен. Толпа, которая вечно противостоит Антонио, будто превращается в единый организм. Нераздельный, не принимающий иного мнения. Он засасывает, пережёвывает и выплёвывает. Приходится пережить и 9 кругов бюрократического ада. Героям не способны помочь ни в полиции, ни на работе, ни в церкви. Чистое кафкианство, справедливости нет.
Де Сика считал, что любой человек может сыграть одну роль идеально: самого себя. Поэтому, конечно, кастинг был важным этапом подготовки к съёмкам. Сценарист фильма Дзаваттини также писал о том, как он и Де Сика предварительно посещали местных экстрасенсов, бордели и прочие «заведения», чтобы быть ближе к материалу. Судя по всему не зря. Италия показана парализованной бедностью, здесь даже честные люди, при всём желании зарабатывать на жизнь правильно, могут быть совращены преступлениями. Несчастье Антонио - это не только его личная трагедия, но и трагедия нации в целом.
Если Росселини был первооткрывателем неореализма, то Де Сика показал жанр миру и доказал его универсальность. Начиная с оскара в 1949 году, «похитители велосипедов» регулярно признаются лучшим фильмом своего времени, краеугольным камнем итальянского неореализма, а когда британский киножурнал Sight & Sound провел свой первый международный опрос кинематографистов и критиков в 1952 году, был признан величайшим фильмом всех времен. Несмотря на то, что по ходу времени «похитители велосипедов» успели немного растерять позиции, нельзя отрицать его влияние на кинематограф и то, как ему удалось отразить дух послевоенной Италии.
10 из 10