Если ты не первый - ты последнийВ то время, как во всем мире наибольшей популярностью среди гоночной аудитории пользуются такие соревнования, как «Формула 1» и ралли, Соединенные Штаты пошли по своему особенному пути и возвели в абсолют популярности чемпионат NASCAR, собирающий на трибунах, и тем более у экранов телевизоров целую армию поклонников. Годом становления NASCAR со всей уверенностью можно назвать 1948-й, когда видный спортивный функционер Билл Франц старший решил объединить в один чемпионат полулюбительские гонки, проводимые на юго-востоке США. Обговорив с коллегами перспективы нового и довольно перспективного соревнования, Франц тем самым дал бой своим многочисленным и до поры, до времени более влиятельным соперникам из более престижных гоночных федераций, отняв у них изрядную долю внимания и прибыли. Со временем же организация NASCAR смогла потеснить тех, кто не захотел иметь с ней дело и показала, что в большие гонки могут играть даже те, кто разъезжают на обыкновенных серийных автомобилях. Подобная особенность NASCAR во всю подстегивала фантазию простых автолюбителей, и даже если они не могли попасть на сами гонки, то никто не запрещал им мечтать о подобном, или же болеть за своих выбранных участников. Конечно, ввиду обновлений правил безопасности и гоночной эволюции, в машинах NASCAR стали все чаще применять современные технические преобразования, однако это отнюдь не отразилось на популярности данного вида соревнований, которые на территории США не оставляют ни единого шансы иным гонкам, которые пытаются отвоевать у детища Билла Франца старшего свое место под солнцем. Пожалуй, наиболее знаменитым художественным фильмом, основанным на феномене NASCAR можно назвать «Дни грома», где одну из ведущих ролей сыграл Том Круз. Впоследствии на выигрышной теме сыграли художники студии Pixar, создавшие вокруг соревнования целую трилогию «Тачки», от которой до сих пор в восторге дети по всему миру. Но самой неожиданной картиной, неразрывно связанной с NASCAR можно назвать «Рики Бобби: Король дороги», несколько сумасбродную, но по своему обаятельную комедию, которая была просто обречена на популярность.
Итак, сюжет фильма рассказывает нам о самом Рики Бобби (Уилл Феррелл), который с малых лет мечтал стать профессиональным гонщиком и добиться всеобщего признания в NASCAR. Достигать поставленных целей Бобби пришлось через тернии, однако несмотря на все удары судьбы, он все-таки сумел стать одним из самых титулованных гонщиков планеты, получая при этом всеобщую поддержку от давнего школьного друга, а ныне напарника по команде Кэла Нотона (Джон Си. Рэйлли), который никогда был не прочь пропустить Рики вперед. И не было печали в заездах двух товарищей, пока на американской земле вдруг не появился Жан Жерар (Саша Барон Коэн), всерьез задумавший окончить гегемонию Рики Бобби, после чего у баловня судьбы все в жизни пошло не так.
После совместной работы над пародийной лентой «Телеведущий», дуэт комика Уилла Феррелла и режиссера Адама МакКея был вправе настаивать на своей точке зрения относительно художественных вопросов своих грядущих лент в разговоре с крупными студийными руководителями. И чтобы не терять время даром, Феррелл и МакКей представили продюсерами идею гоночной комедии в стиле NASCAR, куда просто обязан был пробраться фирменный юмор парочки, не замечающий никаких границ. И как показывает сам «Рики Бобби», никто даже не думал о том, чтобы помешать Ферреллу и МакКею в их творческих поисках. Творцы вновь воспользовались неоднократно опробованными лекалами, показав заглавного героя фильма довольно странным, местами заносчивым парнем, который на людях пробует показать свое совершенство, хотя на деле понятно, что он не такой смелый и задиристый, каким пытается представиться. Конечно, в данной истории Уилл Феррелл отнюдь не такой ущербный, как в «Сводных братьях» и «Затерянном мире», однако при этом он практически не старается отходить от своего привычного амплуа. Рики Бобби в его исполнении чрезмерно заострен на своем собственном величии, и даже то, что судьба неоднократно ставила ему подножки, до определенного момент не может вызвать у героя осознание того, кем он является на самом деле. От Феррелла здесь не стоит ожидать совершенно ничего удивительного. На пару с МакКеем он написал сценарий под себя и сделал своего героя логическим продолжателем прошлых и будущих образов. Но уже хорошо то, что заправский гонщик Рики Бобби старается не скатываться в откровенно убогое состояние по крайней мере в большей части фильма. Это уже можно считать хотя бы небольшим достоинством основной сюжетной линии, так как весьма невесело наблюдать из фильма в ильм то, как Феррелл занимается откровенно карикатурным самобичеванием. Конечно, отойти от подобного в полной мере ему было не суждено, и тем не менее сравнивания «Рики Бобби» с его другими картинами, можно заметить, что комик постарался проделать хоть нечто свежее, да и тематика NASCAR позволила ему оказаться в совершенно нетипичном для себя месте обитания, что также вызывает интерес.
От Уилла Феррелла зрители получили ровным счетом то, что хотели, а вот само настроение фильма, его динамика и напряжение способны взаправду приятно порадовать. Если отринуть в сторону типичный юмор от Феррелла, то мы получаем довольно дорогой и качественный спортивный фильм, в котором умело использован ажиотаж, а также атмосфера NASCAR. Сами гонки сняты на высоком профессиональном уровне и видно, что многие из сцен были сняты вживую при участии настоящих каскадеров. Конечно, в некоторых моментах просматривается также и компьютерная графика, однако она не сильно бросается глаза. Так что использованные Ферреллом и МакКеем средства пошли развитию истории на пользу, чего не скажешь о тех же «Сводных братьях», где аналогичные 70 миллионов долларов на экране не видны в принципе. Кроме того, фильм может похвастаться неплохим актерским составом, подпевающим Уиллу Ферреллу в его комедийных фантазиях. В особой степени достоин упоминания Саша Барон Коэн, который до самого финала соревнуется с заглавным героем не только в гонках, но и в самой жизни. Перевоплотившись во французского спортсмена NASCAR, Коэн сполна использует отпущенные ему возможности и старается на прямом примере показать, что он представляет для Рики Бобби настоящую опасность, а не ее блеклое подобие.
В итоге хочу сказать, что «Рики Бобби: Король дороги» с одной стороны является фильмом Уилла Феррелла от начальной идеи до финального монтажа, но с другой у него в активе есть тематика NASCAR, которая сама по себе способна вызывать ажиотаж. Неудивительно, что фильм привлек к себе особое внимание, сумел принести ощутимую прибыль и как следствие позволил Ферреллу и МакКею делать то, что их душе угодно. Конечно же, фильм отнюдь не образцовый, но как это неоднократно бывало у создателей, развлекает вполне себе сносно.
7 из 10