о войне без войныВ первый раз 'клюнул' не на название (кстати, русский перевод не соответствует оригиналу - 'Средиземноморье', а не 'Средиземное море'), не на указанный жанр, а на его 'оскароносность'. Еле-еле досмотрел до конца, изумляясь, чем этот не- примечательный фильмец восхитил Штатовских киноакадемиков (а до них он огреб престижную премию у себя, в Италии) - нет тут ни выдающихся актерских удач, ни интригующего сюжета, ни завораживающей музыки - ничего, по существу, нет, что могло бы, казалось, взбудоражить пресыщенных мастеров Голливуда!.. И вот спустя четверть века я, интересуясь художественным отражением истории ВМВ за пределами нашей страны, случайно вновь натыкаюсь на эту картину, даже позабыв ее содержание... О ба на! Да ведь за незамысловатым содержанием начинает неспешно, но настойчиво проступать глобально волнующая тема - Человек и Война...
Итак, кучку чужеземных солдат в июне 41-го высаживают для наблюдения на небольшой греческий остров Эгейского моря где-то по соседству с турецкой Анталией. И, забытые своим командованием, итальянцы прозябают там в течение трех лет. Где-то на континентальной Европе и в Сев. Африке полыхают чудовищные сражения, гибнет множество вооруженных и безоружных людей, а тут безмятежное солнце и ласковое море, необременительная вахта и мирные аборигены. И если взрывы - то это один из служивых глушит взрывчаткой рыбку для пропитания, и если выстрелы - то это из-за внутренних солдатских разборок. По оплошности теряется оружие, ветшает казенное обмундирование, и в конце-концов бравое отделение во главе с лейтенантом и сержантом превращается в компанию оборванцев, по внешнему виду неотличимых от местных жителей, к тому соединившихся с ними дружескими и даже любовными узами. Да, эти вояки не оголтелые фашисты, как, впрочем, таковыми было большинство в мобилизованных контингентах стран 'оси'. Тут вина кровожадных политиков и военоначальников этих стран, разнузданно распоряжавшимися жизнями своих и чужих народов.
Фильму удалось ненавязчиво, но убедительно показать, насколько претит война природе человека, призванного строить, а не разрушать, рождать себе подобных, а не убивать их. Конечно, игровой кинематограф войну может осуждать по-разному: например, как в 'Тихом океане' - показывая натуралистически всю ее мерзость и жестокость. А можно, оказывается, и так, как в 'Средиземноморье' - на далеком расстоянии от пылающих фронтов. А цель-то одна: не смешивать понятия 'отнимать' и 'защищать', 'навязывать' и 'договариваться', 'грабить' и 'торговать'. Поэтому героические пафосные фильмы о войне для меня сродни милитаристскими.