Рефн и банкротствоОткатился ни много, ни мало на 21 год назад, дабы посмотреть третий по счету фильм Николаса Виндинга Рефна, который по итогу привел его к банкротству. Ну что я могу сказать: от и до авторское раннее кино. Медленное, медитативное, вязкое.
К творчеству Николаса я в целом нейтрален: шедевральный «Драйв», неплохой «Неоновый демон», философский «Только Бог простит», унылые и скучные «Вальгалла» и «Ковбой из Копенгагена», забавный «Бронсон». Скорее, не мой автор, но мне импонирует его визуальный стиль и хореография камеры в частности.
Взявшись за «Страх „Икс“, на финальных титрах я остался со смешанными чувствами. Вроде бы, прекрасная атмосфера детективного психологического триллера, отличная актерская игра Туртурро, запутанный сюжет, визуальные и событийные метафоры, но в итоге открытая концовка, отсутствие катарсиса и еще больше вопросов касательно смысловой нагрузки произведения. Если оценивать и интерпретировать все то, что имеем, то получается, что кино не о мести или справедливости, хотя все на это и намекало полтора часа хронометража. Фильм о поиске правды. Самый спокойный и „не кровавый спич“ Рефна.
Бенефис Джона удался. От и до его кино, поэтому респектую за отличную работу в кадре. Сыграть мужчину средних лет, который пребывает в перманентном горе и не всегда отличает явь от «галюнов», не каждый сможет. Приятно было увидеть Римара на третьем плане. Последний раз на моей памяти он мелькал в «Смертельной битве 2». Операторская работа и монтаж нормальные, но до более свежих работ Рефна не дотягивает. Да, тут много кроваво-красного, темного, не обошлось и без VHS-дефектов в угоду сюжета и просмотра видео с камер наблюдения, но я как-то привык к неону и кислотно-синей цветовой палитре Николаса. Саунд-дизайн и пост-продакшен дефолтные.
«Fear X» — это кино, которое будет интересно узкому кругу лиц. Если вы его посмотрите, то наверняка закрываете, как я, фильмографию Рефна. Других причин я не вижу. Работа далеко не на слуху, да и дальше DVD не релизилась. При всем при этом весь перечисленный список минусов не делает данную картину плохой. Действительно, она на любителя, а мне кажется, что с релизом она опоздала лет на пятнадцать точно. В начале «нулевых» вряд ли можно было заинтересовать подобной историей массового зрителя. Если абстрагироваться, то неплохой экспириенс ради интереса а-ля «Так как же снимал Рефн на заре своей карьеры кинодела?».
6 из 10