И в чем все таки смысл?Именно… Что же все таки хотят донести до нас этим фильмом? Одно из тех произведений, которое оставляет зрителю самому догадываться о смысле всего действа, ибо фильм, несмотря на большое количество событий и, на первый взгляд, абсолютную логическую законченность, содержит в себе такое огромное количество скрытых намеков и полутонов, что разобраться что к чему получится не сразу… Мне это не удается до сих пор, хотя я просматривала его уже бесчисленное количество раз.
Итак, главный герой Том, блестяще представленный Мэттом Деймоном, бедный малый, случайно оказывается вовлечен в личную драму богатой семьи, эпицентром которой является сын главы семейства. Типичный представитель золотой молодежи, ничего из себя не представляющий, безответственный, не способный заняться ничем всерьез, не желающий признавать никакой ответственности, не лишенный приятных манер, привитых хорошим образованием, полученным благодаря деньгам родителей, а не собственным способностям, этот молодой красавчик, мнящий себя естественно минимум полубогом, в действительности имеет только одно «достижение» — богатого и преуспевающего отца.
С этим персонажем все более или менее понятно и я не вижу в нем никаких скрытых талантов или качеств, могущих сделать его объектом более пристального рассмотрения. Единственное, что стоит отметить про него дополнительно, поскольку именно это и сыграло с ним в итоге злую и роковую шутку — это его высокомерие и пренебрежительно-потребительское отношение к другим людям. Одним словом это пустышка, завернутая в красивую упаковку.
Том получает от отца Дикки задание вернуть его домой, для чего отец Дикки дает ему деньги на путешествие в Италию. Приезжая туда Том разыскивает Дикки и между ними зывязывается некое подобие дружбы, где Том искренне наслаждается обществом Дикки и его невесты, а Дикки снисходит к нему с высоты своего «величия».
Ну а затем происходит огромное количество различных событий, встреч, знакомств, происшествий, трагедий, преступлений… Не знаю, как для других, но для меня герой Мэтта в этом фильме не преступник, не заблудшая душа, не честолюбивый негодяй, и уж во всяком случае ни НИЧТО, как его часто именуют… Для меня он — некий злой гений или может быть даже падший ангел, посланный на землю за душами нечестивцев. Как если бы Христос вернулся на землю, то он предстал бы в образе князя Мышкина Достоевского, так отправившийся за ним дьявол мог бы легко принять личину мистера Рипли.
Злой гений, ласковый палач, плачущий убийца, талантливый мистер Рипли… он не имел ничего, и в своем стремлении получить, что хочет, он не задумываясь переступал через жизни и судьбы других людей, лгал и убивал с той же изысканностью, с какой играл на пианино — красиво, непринужденно, страсно, жалея своих жертв, но принося их на алтарь всоих желаний, устремлений, амбиций… Он отвратителен! Он отвратителен? Разве он отвратителен?
О нет… Через первоначально возникающее чувство отвращения к этому персонажу мощно заявляет о себе непонятной природы восхищение к этому черному вершителю людских судеб, к этому гениальному манипулятору. Его жертвы — праздные бездельники, считающие что мир должен вращаться вокруг них только из-за одного факта их существования в нем, баловни судьбы, в действительности намного ниже героя Мэтта. Они предстают некой безликой серой массой, кучкой овец, сбившихся в стадо, над которым он парит подобно хищной птице. И именно он будет определять, кому жить, а кому умереть, кто избегнет жуткой участи, а кого она коснется в полной мере. Остается только трепетать и молиться…
Пусть не боятся те, кто не любит выискивать в фильме какие-то тайный смыслы, кто любит фильмы прежде всего за интересный сюжет, игру актеров, остросюжетность, неожиданный финал. Это все вы найдете здесь сполна. Сюжет представляет собой великолепную и захватывающую детективную линию, в которой, несмотря на то, что преступник известен с самого начала, не будет отпускать напряжение и интрига.
Несомненные достоинства фильма — прекрасный антураж. А если вы еще и любите джаз, то вам точно нужно его смотреть.
9 из 10
Это сильно.