Наш человек любимый погибает, Но погибаем больше мы… И жизнь как горькое лекарство До смерти принимать должны.Не секрет, что последняя великая трилогия Кесьлёвского отсылает в первую очередь к символу «Великой франзуской революции» — так называемой «Марианне». Что он собой представляет? Это профиль женщины на фоне трех цветов (по порядку) синий-белый-красный. Ее решительный взгляд направлен именно в сторону красного, что, возможно, указывает на некую произошедшую с ней трансформацию. Конечно, каждый из цветов самодостаточен и однозначен — свобода, равенство, братство. Но вместе они образуют единый акт решительного становления себя другим — от отстраненности (синий) к активной, решительной включенности (красный) через стадию равновесия, тождества (белый).
Так мне кажется. Тогда становится понятно, что «Три цвета: синий» изображает только первую стадию (но повторим: абсолютно самодостаточную), а именно фазу глубокой экзистенциальной тоски и отстраненности и последующее «включение» в реальность.
Или, скорее, обретение ее заново. Жизнь главной героини Жюли рушится за несколько секунд. Счастливая жена и заботливая мать, после смерти родных, в одно мгновение превращается в одинокого, замкнутого или (самое правильное определение) совершенно «постороннего» человека. Она впадает в тоску, причем настолько глубокую, что не в состоянии даже плакать. Ее эмоциональное отчуждение тотально, она словно покидает какое-то символическое поле жизни, служащее всем нам надежной гарантией того, что «все нормально». Для нее больше не существует никакой системы координат. Она вырвана из контекста. Ее «тошнит» от мира не меньше, чем какого-нибудь Антуана Рокантена (сцена с мышами)
Но какой бы метод психической защиты она не применяла, прошлое возвращается. В фильме это выражено очень красиво — раздаются громогласные диссонирующие звуки (из сочинений ее умершего мужа-великого композитора), а экран при этом или частично или полностью затемняется, словно разрывая цепь привычного сенсомоторного восприятия, такого ненужного, маловажного по сравнению с прошлым. Что это? Может быть, дух ее мужа, протестующий против попыток забвения?
Но как оказывается есть все причины, чтобы его забыть. Бесконечно любимый муж Жюли при жизни был изменником. Более того, его бывшая любовница ждет ребенка. И, что самое страшное для героини — он не просто спал с ней, но и действительно был глубоко влюблен. Таким образом, Жюли дважды переживает смерть мужа — в первый раз физическую, во второй — образную, идеальную.
Конечно, только после утверждения этой последней точки духовного уничтожения, она… преображается. Важно заметить, какую значимую роль играет в этом акте лучший друг ее умершего супруга (тоже композитор), бесконечно влюбленный в нее. Он буквально подстраивает все так, чтобы вытащить Жюли из голубой бездны отстраненности, вынося на свет не только его прошлые тайны, но и неоконченное сочинение для объединения(!) стран Европы (этот политический фон несомненно также важен). Но Жюли не дает этого сделать, и сама принимается за работу, разгадав последнюю загадку мужа — его любви, искренней, истинной и чистой. Пусть и к другой женщине тоже… Теперь она способна плакать.
Стилистически фильм (выдержанный естественно в синем цвете — от леденца умершей дочки до бассейна, в котором «прячется» героиня) очень красив. Но красивее всего в нем, конечно, Ж. Бинош. Она прекрасна во всех ракурсах и нарядах, напоминая великолепную, «отстраненную», но не менее ошеломительную фигуру из голубого льда. Среди прочих особенностей, заметно, что К. гениально стирает мораль, обнажая некую внутреннюю, скрытую истину и правду в наших действиях. Он буквально ходит по краю, когда показывает секс Жюли с лучшим другом ее почившего мужа. Причем это происходит дважды. Первый безэмоционально, механически (заметим, сцену даже не показывают). Второй — вовлеченно, открыто (демонстрация крупным планом). Но в обоих случаях это не является «изменой», как ни парадоксально. Ведь сперва — это ничего не значащее для нее, чисто символическое трение двух тел. Во второй — акт любви, принятия и возвращения в душу любви, жизни! И разве не этого хотел бы ее муж больше всего?