«Дерись бесстрашно, защищай слабых и не делай ошибок.»Осада Иерусалима 1187 г. недаром выделяется в отдельный этап Крестовых походов: после первого похода это было первое действительно сокрушительное стратегическое поражение крестоносцев от войск Салах-ад-Дина (или просто Саладина). Французы, долгое время державшие Иерусалим, были вынуждены передать пальму первенства англичанам, те, в свою очередь, «отыграли» не лучшим образом, точно так же, впоследствии, сдав Иерусалим. Но это было позже.
А в тот момент свой весьма весомый вклад и внёс главный герой этой картины — Балиан Ибелин или, как его называли на старофранцузском наречии, Барсиан II. В фильме это — кузнец-полукровка, рождённый от любви крестьянки и рыцаря, обладавший характером и моральным укладом рыцаря, каковым он описан в фольклоре, а потому с лёгкостью включившийся в общее дело, отличившийся в Святой Земле с лучшей точки зрения и вернувшийся на Родину героем. Помогать ему в этом будут не только личная стойкость и закалённый в средневековой деревне характер, но и родной отец, друзья, приобретённые в сражениях и по прибытии в Иерусалим, а также — собственная репутация, приобретаемая им по ходу буквально прорыва к крепости на Святой земле.
История главного героя пронизана личной драмой, отражённой как в его прошлом, так и в отношениях с другими людьми, с которыми герой Орландо Блума встречается постоянно, будь то священник в деревне, прокажённый король, родной отец или королева Сибилла. В принципе, Ридли Скотт поставил своей задачей показать нам приключение обычного человека, близкого зрителю, и, фактически, с задачей этой он справился на «отлично».
Но… всё — не так гладко и красиво, если присмотреться к фактам, другими словами, взглянуть на события, как они происходили на самом деле, пусть и поверхностно, потому что даже там есть неточности. Вот — некоторые из них.
Во-первых, Балиан вовсе не был бастардом, как нас пытаются убедить весь фильм. Он был законным сыном Барсиана Первого из рода Ибелинов и в Крестовый Поход ушёл не для того, чтобы искупить грехи супруги-самоубийцы, а просто по долгу службы. Короче говоря, в рыцари его посвятили не непосредственно перед Иерусалимом, а он был им ещё до отправки туда.
Во-вторых, неизвестно, были ли на самом деле родственниками Сибилла и Болдвин, но уж точно не могло быть никакой романтики между королевой и Балианом. Нет, знакомы они, как раз, были: перед осадой Иерусалима, к которой мы ещё вернёмся, просьбы королевы, отчасти, повлияли на Балиана. Но жена Балиана на тот момент была жива…
В-третьих, собственно, осада Иерусалима. Тут — вообще абсолютный сбой событий. Балиан вовсе не отказывался идти в поход с тамплиерами и не вступал в открытые споры с де Лазиньяном, он отправился с ними и избежал пленения и гибели благодаря своим боевым навыкам, да и то был перехвачен Саладином и дал тому клятву быть в Иерусалиме лишь на день. Оборонять же его он принял решение не из-за альтруистических побуждений ради женщин и детей, а из-за того, что его буквально уговаривали всем городом остаться, включая отца Ираклия и, да, Сибиллу. Что же до Ираклия, то здесь он показан… трусом-оппортунистом, готовым принять ислам и покаяться, лишь бы остаться в живых. Можно сколь угодно относиться к священникам, церкви и религии вообще, но отрицать факты — некрасиво: Ираклий, наоборот, убедил Балиана в необходимости защищать Иерусалим, ибо того требовала их общая вера. Более того, Ираклий взял на себя освобождение Балиана от данной им клятвы. Примерно, на том же камне преткновения Балиан и убедил Салах ад-Дина отпустить всех жителей Иерусалима невредимыми: под угрозой были мусульманские святыни, находившиеся в городе, поэтому Саладин отпустил такое огромное количество человек из страха перед святотатством, а не из-за благостного расположения к главному герою.
Зачем же было столь серьёзно, казалось, искажать историю настоящую?
Во-первых, для того, чтобы возбудить к ней интерес, как ни странно: всё остальное в фильме показано очень правдоподобно и красиво: кипящее масло не просто льют со стены, подкатив котёл к краю, а сливают по специальным желобам, дабы с земли не сняли шальной стрелой или болтом, показаны грамотные атаки сарацин на укреплённые позиции крестоносцев, ну и самое главное: редко в каком фильме увидишь истинную суть средневекового боя. Имеется в виду то, что схватка двух армий — это не пафосное состязание в искусстве фехтования, когда бойцы спонтанно разбиваются по парам и начинают биться по-самурайски, а, напротив, когда на человека наваливаются, валят в грязь, кромсают всеми подручными предметами с разной амплитудой и по ещё живому телу пару раз могут пройтись ногами — такое показывают отнюдь не везде. Так что за это можно сказать режиссёру «спасибо» и поставить жирный плюс фильму.
Во-вторых, через отношения в обществе, в котором главный герой пребывает с начала фильма, показана суть как средневекового, так и современного общества: заносчивость аристократии, трусливость и приспособленчество церковных служителей, нелёгкий выбор, перед которым оказывается выходец из пролетариев в рыцарско-дворянском обществе и т. д. Одна фраза «от Вас, святой отец, я многое узнал о религии.» уже заставляет задуматься.
В-третьих, режиссёр хотел показать ещё один немаловажный моральный аспект фильма, а именно, то, что в каждом из нас живёт такой Балиан Ибелин. Это видно и в том, как главный герой легко осваивает рыцарский кодекс и все связанные с ним алгоритмы поведения, и в том, как тот посвящает в рыцари слуг и простолюдинов, и в его отношениях даже с врагами. Короче говоря, через фильм красной нитью проходит секуляризация образа рыцаря и максимальное его приближение к, казалось, плебею.
«Царствие небесное» по праву можно считать крепкой работой Ридли Скотта. Да, он — не везде достоверен, но игра актёров, аутентичность декораций, реквизита и прочей атрибутики в целом и отличный саундтрек мистера Грегсона-Уильямса с лихвой заглаживают этот недостаток.
К просмотру рекомендую.
10 из 10