Шикагоу!Блеск. Секс. Джаз. Одним словом, «Шикагоу»! Именно так американцы называют свой город вечных гангстеров. И если современный Чикаго уступает в гламурности своему прошлому 20-х — 30-х годов, то легендарный мюзикл Боба Фосса навсегда внедрил в сознание многих людей дух опасного романтизма этого мегаполиса.
Роб Маршалл, который считает Фосса своим учителем (он даже ставил на сцене его бессмертное «Кабаре»), стопроцентно «переложил» на пленку всё, чем жило, дышало и славилось «Чикаго» Бродвея. Мартин Ричардс, продюсер картины, получая «Оскар» за лучший фильм года сказал, что режиссера им послал сам Господь Бог, и с этим нельзя не согласиться. Маршалл новаторски подошел к созданию своего «Шикагоу», и хотя злые языки утверждали, что он просто хотел перещеголять кумира-Фосса, я думаю, это не так. Как любому художнику, ему было бессмысленно создавать бледную копию чужого гениального творения. И поэтому он, прежде всего, изменил концепцию самого повествования: музыкальные номера обращены героями к публике, в зал, а не к друг другу, как в классических мюзиклах. Роб сгенерировал некий гибрид театра и кино, симбиоз двух миров: воображаемого и действительного. Основная трудность состояла в том, чтобы правильно уловить моменты скачков-переходов из фантазий героев в суровый быт реальности и наоборот, избежав скомканости или затянутости эпизода. С чем режиссер и монтажер справились блестяще, хоть из-за этого несколькими номерами пришлось и пожертвовать.
Но, как известно, ключевыми звеньями любого мюзикла являются актеры. Ведь они еще и танцоры и певцы. Далеко не каждому дано всё это сочетать (даже за Одри Хепберн в «Моей прекрасной Леди» все партии исполняла профессиональная певица, так как продюсеры сильно засомневались в вокальных способностях актрисы), но этому «Чикаго» своим звездным составом можно только гордиться. Об этом свидетельствуют 5 актерских номинаций на Золотой Глобус и 4 номинации на Оскар (Ричард Гир академиков не вдохновил) — такое бывает очень редко. Не зря о кастинге фильма ходят легенды. В итого героинь: «оторву» Велму и «глупышку» Рокси сыграли Кэтрин Зета-Джонс и Рене Зеллвеггер соответственно.
Зеллвеггер предстояло исполнить роль самого сложного персонажа в мюзикле — характер Рокси Харт двойственен и непостоянен, её житейская хитрость и тонкий расчет удались актрисе. Наверняка режиссер (что уж говорить о критиках, которые вообще пророчили всему «Чикаго» провал) не ожидал от Рене такой прыти: она похудела (помните её Бриджет Джонс?), научилась танцевать, исполнять джазовые шлягеры — сделала свою Рокси настоящей, незабываемой.
Кэтрин Зете-Джонс было легче: она уже и пела и танцевала, но я уверен, что ТАКОГО она и сама от себя не ожидала! Снимаясь беременной (!) она выплясывала так, будто родилась на сцене джаз клуба, а голос Кэтрин поразил даже самых отъявленных скептиков. Вот где они по-настоящему скрытые таланты! Ведущие казино Лас-Вегаса уже предлагают актрисе 250 000$ за каждое (!) выступление у них в вечернем шоу, а сама она подумывает о записи сольного альбома…
Безусловно, это лучшая на сегодня роль Зеты-Джонс, справедливо отмеченная Оскаром (правда, за роль второго плана, — скорее всего академики поняли, что не смогут разорваться между Кэтрин и Николь (Кидман) и схитрили).
Основной сюжет практически не изменен:
Велма убила мужа и сестру. Рокси убила любовника. И обе убили за дело. Они считают себя невиновными, но им грозит виселица, если только… если только супер адвокат Билли Флин (Гир) не предложит свою помощь! Он не проиграл не одного процесса, и главное его оружие — это слава! Слава ценится больше человеческой жизни в Чикаго — если ты знаменит, тебя никогда не повесят, а если и повесят, то ты станешь еще знаменитей! Велма была популярна и надеется на Билли, но она оттолкнула Рокси, которая ею восхищалась и о славе только мечтала. «Что ж," — решила Рокси — «Велма поплатится за это!». Раз! Два! Три! И уже Рокси Харт — звезда города, её защищает Билли Флин, а значит оправдание не за горами. Как все интриги и уловки героев привели к хэппи-энду с подружившимися соперницами, Вы узнаете, посмотрев фильм до конца.
А отдельно хотелось бы отметить исполнителей второплановых и эпизодных ролей:
Квин Латифа — темнокожая актриса и корифейка эстрады играет Матрону-Надзирательницу, которую все арестантки зовут «Мамой». Именно она (за разумное вознаграждение и ласковое отношение) связывает героинь с Билли Флином, а также помогает достать им на свободе всё необходимое для поддержания звёздного статуса. Во время исполнения её музыкального номера «Будешь добрым к Маме, мама всё вернет» от аплодисментов удержаться невозможно! И хотя актриса она скорее характерная, чем драматическая, столько энергии и задора на экране мы видим крайне редко.
Джону С. Рэйли досталась практически единственная положительная роль мужа Рокси. Он простой рабочий, немного грубый, немного глупый. Но он любит свою жену, делая всё для её освобождения, тем не менее, признавая свою никчемность в номере «Мистер Целлофан». Внешность актера очень подходит его персонажу: невыразительное, отталкивающее лицо и нескладные телодвижения. Рэйли много работал в 2002-м году (даже в «Банды Нью-Йорка» попал) — видимо в моду входит некое безобразие плюс талант, что тоже приятно.
Но вдвойне приятно участие в «Чикаго» русской актрисы. Роль венгерской девушки, приговоренной к смертной казни за убийство, которого она не совершала (вот и еще один положительный персонаж и единственный драматический эпизод в этом шоу), получила балерина Екатерина Щелканова, в настоящее время проживающая на территории США. Катя подружилась со всей съёмочной группой, и очень гордится своим успехом — ведь это её дебют.
Ну и в заключение актерского ансамбля вспомним о Кристин Барански, в роли сердобольной репортёрши, которая своим нечеловеческим лицом еще раз заставила нас почувствовать всю силу великого искусства — кинематографа.
Запомните, это не фильм, это зрелище, достойное быть увиденным! Его сотворили не только режиссер и актеры, это и талантливая работа оператора (Джон Биб), и продуманные до мелочей декорации (Джон Мир и Гордон Сим), костюмы Колин Этвуд, своим шиком затмившие любой показ мод, и многие-многие другие.
И, конечно же, гениальные музыкальные композиции Джона Кандера и Фреда Эбба, которые и заставили нас полюбить «весь этот джаз».
Вряд ли Маурин Уоткин, автор пьесы «Храбрая малышка», в своем далеком 1925-м году могла представить, что на основе её произведения родится столько интересных творческих работ и настоящих шедевров Боба Фосса, Роба Маршалла и других людей, ставивших или экранизировавших «Чикаго» (хотя названия были разные).
И, как знать, сколько еще может родиться? Ведь непредсказуема вся наша жизнь. И весь этот мир. И весь этот джаз!
10 из 10