ЕресьВы слышали, что сказано: «Не прелюбодействуй»? Если верить Ивану Вырыпаеву, большинство индивидуумов, достигнув пубертатного периода, лишаются всякой способности слышать. Виноваты ли в том музыка в наушниках, доступность алкоголя и прочих веществ, искажающих молодое сознание или банальные гормоны, — не так уж важно. Важно то, что взгляд их наполняется похотью. И тот, кто смотрит на женщину с похотью, тот не ее желает наполнить, а лишь себя желает опустошить. А там, уж природа возьмет свое, и, повинуясь старинным магическим ритуалам, женщина высосет тебя без остатка. Банальная затравка для молодежного ужастика. Банальная и до безумия жизненная.
Для своего полнометражного режиссерского дебюта Ким Шапирон выбрал достаточно тривиальную концепцию. Взять переполненную вожделением компашку студентов, поместить их в чудаковатый (читай «инфернальный») дом с не менее чудаковатыми обитателями, приправить все вывернутыми наизнанку легендами, смешать христианские символы с мусульманскими трактовками и изрядно удобрить слегка тошнотворными подробностями a la naturel, с обязательным козьем выменем на весь экран и женскими гениталиями, выложенными из мясных деликатесов разной степени копчености. До говорящего пениса Тромы далеко, но направление выбрано верное. Смешать, взболтать, выпить залпом и закусить коктейльным зонтиком под дружное улюлюканье. А дальше все не так уж и важно. Мальчики будут подглядывать за девочками, маниакальный Венсан Кассель с дьявольской улыбкой следить за мальчиками, все с нетерпением будут ждать кары небесной, что должна свершиться под импровизированное Рождество и, разумеется, отделить зерна от плевел.
Увы, «Шайтан» страдает распространенным для дебютных полнометражных лент недугом. Рассказчику выдают полтора часа экранного времени, но вот вся история занимает от силы час. В результате, вместо динамичной беспроглядно-черной молодежной комедии, замешанной на сексе и насилии с привкусом пугающей правдоподобности незабвенной «Ведьмы из Блэр», мы получаем нерасторопный ужастик с мнимыми концовками, которые даже самого наивного зрителя не смогут загнать в тупик. Фальшь сюжетных склеек проступает наружу. Загородный дом непростительно мал для вселенского зла, поэтому сюжетные паузы приходится разбавлять незамысловатыми диалогами, сводящимися к извечной подростковой дилемме: кто и в какой последовательности сорвет заветный греховный плод. Надоедает это достаточно быстро, даром, что все пареньки выглядят явственными аутсайдерами на жизненном празднике. Сочувствовать не хочется никому, ибо ведают, что творят, а значит и спрашивать с них будут в полном объеме. Только яростный визуальный перформанс, в котором уродство сочетается со спокойной красотой, заставляет зрителя дотянуть до финальных титров.
И все, что остается бедным и заблудшим детям — упасть ниц перед младенцем. Пустить любовь в свое слепое сердце, в надежде получить всепрощение Божие и благодать невинной улыбки. Да только не видать жмурикам царствия небесного, как своих ушей.