20th Century Studios: «Нужно больше золота»Безудержное стремление индустрии к извлечению прибыли столкнулось с непреодолимым энтузиазмом Дэвида Финчера снять оригинальное кино. 'Чужой 3' - это первые наброски будущего карателя общества потребления - создателя 'Бойцовского клуба', недавно - автора рекламных роликов для крупных корпораций, сегодня - балансирующего на грани между массовым кино и авторской стилистикой
Дэвида Эндрю Лео Финчера.
Создание триквела - само по себе неблагодарное занятие. Кто здесь может назвать пример хотя бы одного удачного триквела? А удачного триквела, который смотрится наравне с предыдущими великолепными фильмами? Дэвид Финчер - вчерашний клипмейкер,
не имел даже теоретической возможности снять такое кино. Финчеру предшествовали гиганты - Ридли Скотт и Джеймс Кэмерон. Это - тираннозавры, прошедшие через долгий путь смены профессий, пока, наконец, не осознали своё призвание - снимать кино.
Дэйв был из несколько другой кагорты - успешный клипмейкер, которого индустрия признала и дала шанс на нечто большее - сделать невозможное и снять приличное продолжение истории о ксеноморфах (и способах их уничтожения).
Мистеру Финчеру досталась картина, вышедшая прямиком из производственного ада. История создания 'Чужого 3' жанрово напоминает антиутопию, сама по себе являясь трагифарсом на тему продюсерского контроля и кризиса идей для бесконечных продолжений с целью заработать.
Финчер попал в самую гущу мясорубки - после ряда увольнений и конфликтов Дэвид был призван на помощь.
И инициировал своё увольнение и новые конфликты. Третья часть 'Чужого' метафорична - создание этого фильма напоминает процесс рождения самого ксеноморфа. Носителем в этот раз выступил Дэвид Финчер. И правда - он вышел со съемочной площадки 'Чужого 3'
другим человеком, чуть ли не с сединой.
Фильм хвалят за смысловой контекст, нехарактерный для научной фантастики эпилог, религиозный подтекст и атмосферность. Борьба с ксеноморфом - корпоративной мечтой 'Вейланд-Ютани', но как искупление для местных заключенных.
Наша животина оказалась не готова к такой смысловой нагрузке, что символически отразилось на визуале чудища - его передвижения в кадре выглядят едва ли не эпилептично.
Ксеноморф с 1979 года ухаживал за Эллен Рипли, но всегда оставался во френдзоне. 1992 года стал переломным для этих отношений - красавица и чудовище нашли друг друга. Эта связь нерушима - пропал даже кот Джонси, а наш герой всегда на первых ролях. Решение исключить героев предыдущего фильма -
странное, ведь аналогов им не нашлось. Местные преступники не вызывают омерзения, достаточного для звания маньяков. В тоже время раскрыть противоречивость персонажей не хватает экранного времени, так как лысых заключенных здесь большое количество. Единственный, кто вызывает интерес - Клеменс (Чарльз Дэнс), но этот персонаж был нужен Финчеру для особой цели - порефлексировать над тематикой одиночества Эллен Рипли. Да, ксеноморф не терпит конкурентов.
Такой подход к актерскому составу - исключить индивидуализацию героев, но подвести их под общий знаменатель искупления перед миром своим сражением с чудищем,
в третьей части не сработал. Кэмерон работал с актерами намного интенсивнее - будущие морпехи были обязаны прочитать 'Звёздный десант' Хайнлайна, где повествование ведется от лица идейного военного. Кроме того, каждый из актеров (за исключением Майкла Бина) прошел специальный подготовительный курс для пехотинцев. Тем не менее, военные во второй части также объединены общей задумкой - только милитаризм, по мнению Кэмерона, был способен обуздать коммерческие зверства 'Вейланд-Ютани'.
Светлым пятном в черной дыре - 'Чужом 3', является Лэнс Хэнриксен в роли Бишопа. Здесь, однако, представлена только половина андроида.
Этот факт следует трактовать с юморком. Внешний вид робота и его место обитания символизируют отношение авторов к прошлым двум фильмам. Создатели не пожалели даже корабль 'Сулако' -
управление им захватили то ли продюсеры фильма, то ли ксеноморфы и всё поубивали. Зверушки решили вернуться к интимному психологизму, предпочтя шумные вечеринки второй части серии романтических свиданий, напоминающие стилистику первого фильма.
Единственное, что в этом фильме получилось хорошо -
концовка. В остальном 'Чужой 3' заслуживает отрицательной оценки и
является выкидышем из лона индустрии, примером неудачных родов с постоянной сменой врачебного персонала. Дэвид Финчер мог только отрезать эту пуповину, но сделал он это с шарманом - видимо, ему даже не дали для этого инструмента, пришлось все делать вручную. Эту плёнку нужно было только спалить в огне сталитейного завода, что Финчер и сделал.
Т
ретий фильм нельзя назвать культовым, картина не подразумевала 'неформат', а режиссёр не был включен в проект с начала работ над лентой. Культовые фильмы 90-ых: 'Криминальное чтиво', 'Прирожденные убийцы', 'Звёздный десант', 'Шоугёлз', 'Бойцовский клуб', 'Страх и ненависть в Лас-Вегасе' (и другие) не имели таких проблем на производственной стадии, а их сценарные посылки с самого начала несли конкретный смысл. Перечисленные работы подразумевали реакционерство своих авторов на проблемы мира потребления и его механизации, рефлексию на тему дальнейшего развития подобного общественного устройства. А Тарантино и вовсе выступил создателем собственного жанра. Кроме того, каждый из этих фильмов получился концептуальным и логически завершенным.
'Чужой 3' не является концептуальным - к моменту начала работы Финчера на его посту уже побывали двое, а о сценаристах можно и не вспоминать (всего их было 5-7). К постоянным кадровым потасовкам
добавились призраки из прошлого - Майкл Бин (играл Хикса во втором фильме) проявил чудеса педантичности, отбив кучу денег за мимолетное использование своего изображения.
История работы над 'Чужим 3' заслуживает экранизации, жанр - от трагифарса до комедии. Это кино стало бы прекрасной сатирой над капризами киноиндустрии и маниакальной склонностью к продолжениям успешных первых картин. Непосредственно фильм не является недооцененным, тем более - культовым.
Этого фильма просто не было. Нельзя заставить мертвого ребёнка кричать. Вот и над 'Чужим 3' можно только плакать.
4 из 10