Случайно наткнулся на этот фильм на диске-сборнике творчества Людмилы Гурченко. Первой мыслью было: «Неужели не нашлось чего получше добавить из творчества великолепной актрисы, чем какую-то соцагитку?». Как же я ошибся…
Во-первых, фильм открывает нам одну интересную деталь: в подобных местах умы людей захватывает совсем не только стремление выполнить и перевыполнить план, поставленный перед рабочими — там тоже имеются свои Мармеладовы и Каренины, да и толстовское «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» реализуется в очень интересной, а главное без извечных советских иносказаний и полузамалчиваний манере.
Фильм действительно затрагивает социальный вопрос, без этого у нас никуда, но он не подан догматически, с известной всем претензией на всеохватность, истинность высказанной сверху позиции для всех и вся. Именно по этой причине фильм никому не придет в голову назвать агитационным, он не диктует, выдержан в лучших традициях русской драмы девятнадцатого века. Модное нынче слово «оттепель» в данном случае абсолютно оправданно приходит на ум; такая мягкая, ненавязчивая, но в то же время ставящая под сомнение официальную идеологию позиция не могла быть высказана в иной период.
Еще одним немаловажным фактором для просмотра может явиться то, что персонажей воплотили замечательные актеры: уже обозначенная выше Гурченко в роли задавленной бытом и не выдерживающей жизни с мужем-инвалидом, которого война лишила зрения. Филигранное исполнение роли, сочетающее в себе горьковатый саркастичный юмор с привкусом балагурства и неизбывную трагедию непринятия мужчиной своего зависимого положения, открыло мне актера Олега Борисова. Сильны и женские роли так называемого второго плана, уставшая нести бремя вдовства и готовая окунуться в новое чувство Полина в исполнении Татьяны Дорониной и Фрося, пришедшая в поисках лучшей доли религиозная странница (опять же, вспоминается традиция предшествующего века), не находящая понимания в лице «официальных людей», но вызывающая в простых односельчанах лучшие чувства, стремление к свету.
Подводя итог, замечу, что важность этого фильма в том, что он отразил свою эпоху без прикрас, без «романтики сбора урожая», но не впадая в чернуху, как было на закате эпохи Союза.
8 из 10