СтройСбродОтряд«Комедия „Кот в мешке“ получилась у Георгия Щукина ("Райские яблочки») лишённой занимательности и веселья. Избитые ситуации, слащавое изображение деревенской жизни. Обаятельный жулик и его приятель-алкаш встречаются с двумя чудаками-недотёпами. Один из них — многодетный ученик вечерней школы. Другой — театральный осветитель. Они орагнизуют липовый „студенческий“ стройотряд, чтобы под его маркой облапошить недалеких сельчан. Развязка наступает быстро. «Алкаш» перевоспитывается и учит малых детей не совать кота в мешок. Комедийные ситуации авторам приходится буквально высасывать из пальца. На помощь призываются разного рода вставные номера: блёклые песенки, якобы «лирические» эпизоды». Эти слова принадлежат Александру Викторовичу Фёдорову — известному в стране кинокритику. Александр Викторович, конечно, авторитет, вот только к оценке фильма он явно подошёл предвзято. Первой работой (совместно с Семёном Тумановым) Георгия Борисовича Щукина стала известная всем великолепная мелодрама «Алёшкина любовь» (1960), а вот «Райские яблочки» будут сняты только через 13 лет. «Блёклые песенки» — как выразился Фёдоров — это душевная песня «Одуванчики», слова и музыку для которой написал Олег Анофриев, и сам же её в фильме исполнил. И песня, на которой выросло не одно поколение россиян: «Прощай» на музыку Вячеслава Добрынина. Когда звучат слова
«Прощай, со всех вокзалов поезда уходят в дальние края. Прощай, мы расстаёмся навсегда под белым небом января. Прощай, и ничего не обещай, и ничего не говори, а чтоб понять мою печаль в пустое небо посмотри», а по уплывающему теплоходу мечется один из персонажей фильма, то едва ли такую сцену можно назвать «якобы „лирическим“ эпизодом». Что же до остальной критики, то следует помнить, что кино — это эмоциональная губка. Оно отвечает взаимностью лишь тому, кто находится на его „волне“». Мне крайне симпатичны исполнители всех четырёх главных ролей: Борислав Брондуков, Станислав Садальский, Олег Анофриев и Виктор Ильичёв. Мне нравится их манера игры. Мне нравятся их персонажи — пусть даже местами и придурковатые. Разумеется, в картине имеются слабые моменты. Но ведь есть и сильные, и яркие, и весёлые, и запоминающиеся. Так зачем же «подстригать» фильм исключительно по недостаткам, напрочь забывая о достоинствах?..