А был ли… Найтли?Пробежалась по отзывам и подумала: предпочтение экранизации — вопрос субъективный и даже интимный; большинство оценивают постановку с позиции «
не так представляла героя/героиню, актер/актриса внешне не похож и не то играет». Очевидно, реальному человеку из плоти и крови трудно соответствовать воображаемому образу, особенно если эти образы у каждого свои, а аудитория миллионная, так что всем никак не угодишь.
«Эмма» — мой любимый роман Остин, и экранизации, которые я видела доселе, были в большей или меньшей степени надругательством над моей любовью.
Первой мне «посчастливилось» увидеть столь любимую многими э
кранизацию с Кейт Бекинсейл. Неаутентичные диалоги, упрощенный сюжет, неопрятные герои и… у
сатая Эмма. Вообще-то мне нравится Кейт, в частности в «Принце Ютландии» и в «Интуиции». Но её Эмма — что сказать? — не та Эмма, что представлялась мне при чтении. Лицом похожая на мышку; раздражает различимая даже сквозь грим полоска темного пушка над губой; Кейт не яркая, не харизматичная и не раскованная… она смешная и д
еликатная — меж тем, эта героиня — единственная в своем роде у Остин, она описывается красивой, умной, о
ткрытой и уверенной в себе.
Второй стала в
ерсия с Алисией Сильверстоун; но упоминать о ней, пожалуй, несерьезно.
Экранизация же с Гвин Пэлтроу (третья по счёту) настолько разочаровала, не хочется и вспоминать. Получилась современная голливудская романтическая комедия, время и место действия которой перенесены почему-то в георгианскую Англию. Сюжет перековеркали, акценты расставили не там, где надо, характеристики героев поменяли хохмы ради (чего стоит перевоплощение Харриет из простенькой наивной душечки в жирную тупую корову); кастинг очень удивил (неприятно), декорации и реквизит — пошлятина несусветная. Пэлтроу — красивая женщина, факт… но не Эмма она. У её Эммы нет индивидуальности, есть ощущение… что она, такая милая и изящная, просто выгодно смотрится на фоне Харриет, грубой, слабоумной, и Джейн, молчаливой и холодной, как Морра из Муми-тролля. Эмма у Пэлтроу — очередная стереотипная героиня романов в мягких обложках, авторов типа Барбары Картленд.
И, наконец, довелось лицезреть «
Эмму» 1972 года. По данным Кинопоиска, Доран Годвин (Эмма) было на момент съёмок 22 года, но видимо она там намухлевала с анкетными данными, потому что выглядит она на все 52. Версия эта отличается статичными сценами, противоестественной театральностью и пафосом, и безжизненная настолько, что муж мой заснул у телевизора, не успела ещё Эмма подружиться с Харриет.
И вот
Эмма-2009. Ромола Гараи не соответствует стопроцентно моему представлению о любимой Эмме, но это первая актриса, которой я п
оверила. К черту её неаристократические черты лица и якобы толстые губы, она так органична и убедительна, что я не могла оторвать глаз от неё, хотя перед просмотром была настроена скептично. Что значит она не похожа на аристократку? А кто похож, Кира Найтли в «Герцогине», быть может?! Вы видели когда-нибудь портреты английских аристократов, той же герцогини Джорджианы Спенсер? Посмотрите, — например, кисти Л
ели или
Гейнсборо, — Ромола намного больше похожа на аристократку, чем Бекинсейл, Пэлтроу, да и чем Кира Найтли или полюбившаяся нам всем Дженнифер Эль. А ещё Ромола обаятельна и лучезарна, жизнерадостна и оптимистична — и не может у Эммы быть других глаз, кроме детских, она нигде не бывала, не знала лишений, страданий, росла в сытости и довольстве, она — всеобщая любимица и душа местного общества; откуда взяться в её глазах грусти или искушенности? После просмотра я снова перечитала «Эмму» — и поняла, что хотя представляю героиню внешне немного другой, и в книге её образ глубже, развернутее, но всё-таки
исполнение Ромолы - и есть
то, что заставляет меня верить в происходящее в этом мини-сериале.
Я всё думала, каким цветом окрасить рецензию — мини-сериал определенно понравился, DvD вот купила, буду пересматривать… Диалоги, музыка, костюмы, пейзажи, дома; актёры — Майкл Гэмбон, Джоди Мэй, сменившая романтическое амплуа на характерное Кристина Коул, Блэйк Ритсон — мистер Элтон, Тамсин Грейг — мисс Бэйтс, Руперт Эванс — Фрэнк Чёрчилл, — всё наполняло моё сердце радостью при просмотре. Немного удручает воплощение Харриет — не хватило ей женственности, мягкости, её простота должна подкупать… а не напрягать, но вообщем-то в дуэте с Ромолой они неплохо спелись, так и быть — зачёт. И я так и не пойму, почему Джейн Фэйрфакс во всех экранизациях такая чувствительная, несчастная и даже истеричная? Всем исполнительницам роли Джейн не хватило внутреннего стержня и цельности; не хватило внутреннего огня и темперамента, которые Остин конкретно приписывает ей в романе. Джейн Фэйрфакс — своего рода Ирэн Форсайт, воплощение красоты и гармонии, которому покоряются все, невзирая на то, что она в трудных жизненных обстоятельствах. Но вообщем-то и неврастеничную Джейн я готова принять, благо она не главная героиня. Словом, всё мне по нраву, за исключением маленькой незначительной детали…
Г
лавного героя.
Не знаю, что за проблемы у Джонни Ли Миллера, но в этой экранизации он откровенно х
алтурил. Кто-то здесь писал, что Джонни создан для костюмных ролей и призывал в подтверждение вспомнить «Планкетта и Маклейна». Я помню этот искрометный фильм, и именно поэтому утверждаю, что играя Найтли, он халтурил. Не понял он своего героя, не заинтересовался и не проникся; не полюбил его. Оттого при неплохой технике игры настолько слабо горит внутренний огонек, что ощущение, будто неизвестный нам актер, утвержденный на роль Найтли, не вышел на съемки, а Джонни Ли, случайно забредший на площадку, по доброте душевной подавал реплики остальным актерам, чтобы им легче было играть. Случайно попал в кадр; а там режиссер отсмотрел снятый материал, решил не заморачиваться с поисками актера-Найтли, и выпустил «Эмму» с Джонни на экран.
Сколько я видела мистеров Найтли, ни один меня не убедил — возможно, Джереми Нортэм несколько приблизился к идеалу, но всё же он далек от совершенства.
Мистер Найтли был з
релой личностью, к тому же интеллектуалом; принципиальным, довольно замкнутым, и безусловно положительным. А Ли Миллер инфантилен, да и интеллектуалом назвать его трудно (как любого другого, игравшего мистера Найтли), потому и удалось им раскрыть персонаж. Возможно, как в случае с Шерлоком Холмсом, убедительно сыграть мистера Найтли мог бы актер-интеллектуал, вроде наших старых добрых Василия Ливанова, Михаила Козакова — самих «балующихся» писательством, интересующихся политикой, историей, музыкой; интеллигентов и интеллектуалов, мужчин определенно зрелых; и, к тому же, актеров, обладающих талантом сделать скучный образ положительного джентльмена-провинциала
изюмистым, интересным.
В
ердикт:
8 из 10
минусы Джонни Ли Миллеру и интерпретации образа Джейн Фэйрфакс; цвет всё-таки зеленый, хотя провал главной мужской партии лишил эту экранизацию убедительного финала, отчего последние 15 минут убили радость предыдущих 3,5 часов