Хроники провинциальной жизни. Часть 2Уставая временами от нашей шумной и суетливой реальности, где нет места утончённым манерам, сердечным разговорам и глубокомысленным раздумьям, я вновь обращаюсь к английской провинции позапрошлого столетия, едва ли не образца безмятежности и спокойствия. И Джейн Остен дарит нам шанс окунуться в этот мир вместе с героями романа «Эмма». Ознакомившись с творчеством ещё одной писательницы того времени, Джордж Элиот, её романом «Мидлмарч» и имея счастливую возможность сравнивать не только произведения, но и стили, позволю себе заметить, что и в остроумии, и в тонкой иронии, и в глубине исследуемых проблем Остен явно уступает Элиот, но превосходит в лёгкости повествования, у неё меньше героев и в них легче разобраться, потому и не удивительно, что романы Остен получили такую популярность для экранизаций, ведь чем глубокомвсленней произведение, тем сложнее достойно перенести его на экран.
«Эмма» имеет много киновоплощений, но начать я решил с этого, во-первых, потому что это сериал, а значит можно надеяться на более детальный сюжет, во-вторых, потому что его сняла компания ВВС. Вообще фильм понравился, но с огорчением должен признать, что от актёров ждал чего-то большего, или вернее сказать несколько другого. Ромола Гарай на роль Эммы не очень-то годится. Главную героиню романа я представлял себе не настолько заносчивой временами и чересчур эмоциональной, обладательницей утончённых манер её вряд ли назовёшь. Верно здесь кто-то заметил, что она больше бы подошла на роль мисс Бейтс, которая, в свою очередь, оказалась какой-то скованной. Очень удивила её матушка, миссис Бейтс — в романе она «
как всегда, как будто мало что понимала ©», но вовсе не была представленна бессловесной куклой с полностью отсутствующим видом. Зато трогательное отношение к ней дочери показано отлично, вспомнить хотя бы кадр, где та увозит её из Хартфилда на инвалидном кресле (тоже выдуманного авторами фильма). Миссис Уэнстон не хватает женственности; мистер Вудхаус гораздо активнее суетился о здоровье своём и окружающих, но опять же, очень трогательны его отношения с дочерью. Вообще мне показалось, что с эмоциональностью и распущенностью все актёры несколько переборщили, ведь XIX век как-никак. В единственной экранизации «Мидлмарча» с этой задачей куда лучше справились, и актёры там подобраны идиально.
Но всё же в целом фильм оставляет очень приятное впечатление, для меня главным образом благодаря великолепным английским пейзажам. Превосходно показаны здесь времена года, от жаркого летнего дня до редкого английского снега, и что самое главное, природа является неотемлемой частью сюжета, она не изображается отдельно как промежуточный кадр для разделения сцен; герои живут в ней — об этом говорят и виды на Хайбери или Донуэлл каждый раз с разных точек, и следующая за героями одним кадром через весь дом камера, сразу свидетельствующая, что снимали не в каких-то там декорациях, и те же самые виды из окон, что и на улице, аккуратные сады и парки, не говоря уже о поездке на Бокс-хилл… Что слегка удивило — слишком солнечно для туманной Англии.
Что касается детальности сюжета, то не могу сказать, что он повторяет роман точь-в-точь. Да, некоторые сцены воссозданы дословно, другие, описанные Остен вкользь в виде комментария к другому событию, пришлось добавить, чтобы ввести зрителя в курс дела — оно и понятно, кое-где создатели усмотрели странные явления, как например параллели судеб Эммы, Френка Черчилла и Джейн Фэрвакс или ту же миссис Бейтс.
Фильм оставляет после себя доброе солнечное настроение, ведь у Остен всё заканчивается хорошо.
9 из 10