История человека, который пытался продать своего сынаС присущим ирландцам добродушием фильм рассказывает о болезненном конфликте между мальчиком, который не умеет говорить и его отцом, который не умеет слушать.
Драма — и этим все сказано. В ситуации очень много усугубляющих факторов, которые давят на психику участников, подыгрывая каким-то теневым раздражителям.
Джон Дойл прошел войну, и она оставила на нем не просто отпечаток — клеймо. Вдвоем со Смертью они лишили его подобия адекватности, не развивая в нем способности адаптироваться к миру, но усугубляя его жесткость и превращая отчаяние от потери любимой женщины в паранойю. Пропасть, пролегающая между ним и его сыном, напичкана несвоевременными страхами, эгоистичными убеждениями и беспочвенными опасениями, и все это довольно свойственно для человека его возраста, который сталкивается с не вписывающимися в его мир изменениями. Ему больно и непонятно, почему, после того, как жизнь остановилась, другие люди продолжают двигаться. Изобретают, проводят электричество в свои дома, покупают и продают землю, влюбляются. Ему вдвойне больнее от того, что его сын — единственный, кто остался с ним в этой огромной и пустой вселенной, пытается выскользнуть из его силков и жить своей жизнью. И не просто так — жить с дочерью человека, которого Джон люто ненавидит. Типичный конфликт а-ля «Ромео и Джульетта» приходит на ум много позже, когда, после просмотра, начинаешь анализировать. Потому что тут мы имеем дело не со средневековой Италией и не с двумя инфантильными и избалованными подростками.
Эймон Дойл привык во всем подчиняться отцу. Он даже не замечает, что барахтается в пределах собственного дома подобно угрям в сетке, которую забрасывает в озеро каждый день. Его жизнь состоит из рыбалки и радио, которое тихонько поет на кухне. И из сожалений. Что мать умерла — ему очень не хватает обычной человеческой нежности — что отец не дает ему продохнуть, что он не добился практически ничего, кроме пресловутого получения образования. Сдалось ему это образование, если он прозибает в деревне, в доме с человеком, который презирает любые технологические прогрессы?
И потом случается история с озером. Джон ни о чем больше не позаботился — не хотел, не умел, и потому у них была всего лишь рыбалка, на которой они и держались, перебиваясь скудными радостями жизни. И теперь его забрали, а соседский парень так удачно погиб на войне, принеся своим горюющим родственникам кучу денег.
Не слишком убедительная игра компенсируется уровнем трагедийности. На первый взгляд фильм имеет довольно неприглядную облицовку, но не надо давать себя облапошить. Это как раз тот случай, когда содержание все окупает. Бывает такое — когда тебе остается выехать на чистой идее. Это первая работа
Эндрю Скотта и единственная работа
Фионы Молони, и они оба немного сутулые и зажатые, к тому же зачем-то постоянно целуются. Зато Эндрю отлично играет голосом и делает первые шаги в совершенствовании своего «забитого» взгляда.
Я как-то заставила своих одногруппников посмотреть этот фильм, и они сказали, что он жутко скучный, но, видимо, надо поймать особенно меланхоличное настроение, когда совершенно ничего не хочется, кроме как сидеть и пялиться в пустоту. Тогда история Эймона Дойла и его непрошибаемой твердости, в итоге давшей ростки, придется очень кстати. Кроме того, кино задевает некоторые душевные струны, рвет их, а потом скрепляет обратно. В России его вообще нет с переводом, и найти его крайне трудно, а где он есть — там ужасное качество. Таким образом, количество потенциальных зрителей сегодня — когда уже есть и
Шерлок, и
Городок, и
Мальчишник по-ирландски, уменьшается — сдался нам часовой фильм двадцатилетней давности. Но если кто все же решится посмотреть — тот обретет что-то свое, доброе и невыжигаемое.
6 из 10