«Стальная каска» ("Стальной шлем»)«Стальная каска» — еще один печальный образец ура-патриотического кино от С. Фуллера, на этот раз посвященного пехоте США, как указывают начальные титры. Восхваляющий не менее постыдную, чем вьтнамская, корейскую войну и превозносящий «подвиги» американских солдат фильм представляет собой перевернутый вариант «Шокового коридора»: перед нами — тоже аллегория Америки, но на этот раз сплоченной и преодолевшей расовую и национальную дифференциацию во имя общего дела.
Чернокожий медбрат, японец, мальчик-кореец, несколько янки с разными характерами — вся эта пестрая компания мало того что героически борется против северокорейского коммунизма (единственный враг, появляющийся в кадре, убивает американского солдата, конечно же, в спину и впоследствии не перестает демонстрировать свою трусость и подлость, уже в качестве военнопленного всячески подстрекая солдат к предательству, ведет с ними идеологические беседы, вбивая клин между представителями «доблестной американской нации»), так еще и укрывается от противника в буддистском храме, демонстрируя тем свою конфессиональную толерантность, защищает памятник религиозной культуры от воинствующих атеистов.
Фуллер демонстрирует в своей картине настоящий «джентльменский набор» «ястребиных» взглядов: воинствующий милитаризм, реакционное понимание патриотизма, оправдывающее любое зло во имя нации, агрессивный антикоммунизм, демонизирующий своего врага.
В фильме нет не только выдающейся актерской игры, но и полноценных характеров, только типажи: командир-вояка, не вынимающий сигары изо рта, стопроцентный американец, грубоватый и прямолинейный, афроамериканец, в разговоре с пленным оправдывающим расовую сегрегацию, японец, не ощущающий на себе послевоенной дискриминации, солдат-трус, которого командир укрепляет в бою.
На уровне монтажа картина бодро начинается с резко смонтированной сцены спасения главного героя, но спустя полчаса ощутимо сбивается темп из-за долгого показа взаимоотношений между солдатами, видимо, чтобы создать иллюзию объективного анализа положения в стране в притчеобразной форме.
И композиционно, и драматически, и изобразительно лента не способна увлечь любого мало-мальски критически мыслящего зрителя. После целого ряда великих пацифистских картин, таких как «Взвод», «Апокалипсис сегодня», «Цельнометаллическая оболочка», укрепивших зрителя в негативном восприятии войны, сцена финального боя выглядит комично из-за своей почти взвинченной патетичности и декларативного пафоса в прославлении подвигов солдат.
Снятая в 1951 году в эпоху начинающейся паранойи «маккартизма» лента как нельзя лучше пришлась ко двору, поскольку вполне искренне (ведь Фуллер был не только режиссером, но и автором сценария, который ему никто не навязывал) защищала реакционные взгляды, что делает ее гораздо более мерзкой в моральном отношении, чем большинство заказных проамериканских картин эпохи «холодной войны».