СемьяВ фильме звучит одна фраза, которая служит идеальным ответом на вопрос, чем Роллинги являются для тысяч, если не миллионов людей по всему миру. Контекст: в комнате сидят трое, корреспондент, Кит и Ронни. Совместное интервью. Ненапряжное, с сигаретным дымом и подкалываниями. Журналист то ли в шутку, то ли всерьёз задаёт интересующий всех вопрос, обсуждение которого заканчивается той самой репликой.
Ж-т: Ронни, кто играет на гитаре лучше, вы или Кит?
Ронни: Он знает, что я.
Ж-т: Кит, а вы бы что ответили?
Кит: Никто не хочет быть лучшим.
Ж-т: Но он говорил, что он точно лучший!
Кит: Я знаю, что говорил. Но я скажу вам правду.
Мы оба играем, как дерьмо, но вдвоём мы лучше, чем десятеро других.
The Rolling Stones – это настоящая музыкальная семья. Они были такими при живом Джонсе, они были такими в смутные времена и они уж тем более остаются такими сейчас. Друг другу намного больше, чем просто друзья (или коллеги). Такими никогда не были The Beatles или Pink Floyd. Такими были Led Zeppelin, которые после смерти Бонзо просто не смогли дальше работать как группа, хотя могли бы записать с новым ударником ещё с десяток великолепных альбомов. Такими были Black Sabbath, которые прощали Оззи всю невыносимую дтчь, которую он вытворял, и закончил дискографию коллектива диск именно с вокалом Осборна.
И вот если бы не эта семейная атмосфера и благосклонность старухи с косой, которая очень долгое время позволяла группе иметь в составе четырёх неизменных участников, Роллинги вряд ли стали теми, кем являются. Так же, как Кит и Ронни признают, что никогда не были выдающимися гитаристами, Мика сложно назвать «золотым голосом» какого-нибудь из поколений, что занималось любовью и рожало детей под его музыку. И на вопрос о том, что же они новаторского привнесли в мир, я буду долго чесать репу. Но люблю я их не за новаторство, а за преданность друг другу и веру в себя и свою музыку. Группа, являющаяся лучшим примером музыкальной синергии.
Дилемма при просмотре – закладывал ли Скорсезе в фильм какую-то глобальную концепцию? И как его стоит воспринимать. Дело в том, что хоть фильм везде и маркируют как документальный, это концертник, лишь перебивающийся вставками с раритетными архивными съёмками. В долевом соотношении живое выступление занимает процентов 80 хронометража, остальное – подготовка к лайву, в том числе и с режиссёром за кулисами, и несколько перебивок с интервью разных лет. Само собой, из-за сочетания громкого имени постановщика и группы с мировым именем фильм стал популярен и разошёлся на ютуб-нарезки.
На вопрос о том, больше ли это, чем просто фильм, или просто хорошо снятое живое выступление, ответа так и не появилось. Кажется, что никаких высоких целей Скорсезе этим фильмом не преследовал. Почему «Да будет свет» решил снимать именно он? От большой любви к группе или к музыке? А может просто Киту в карты проиграл, при этом условием пари была съёмка полного метра. В вводной части об этом ни слова.
Как лайв это фактически образец. Всё на уровне: декорации, операторская работа, звук, эффекты, реакция толпы. Само выступление. В информативном же плане фильм вряд ли заставит вас сильнее полюбить Роллингов, знаниями не обогатит. От сочетания The Rolling Stones + Scorsese ждёшь чего-то большего, пищи для дополнительных размышлений. Но и просто провести вечерок в компании этого концерта и горячительных напитков – прекрасный опыт.