Ночью 27 июня 1996 года Ричард Алленсворт Джуэлл, работая охранником на мероприятиях Летней Олимпиаде в Атланте, обнаружил в Парке Столетия Олимпиады под скамейкой рюкзак. Внутри оказалась самодельная трубчатая бомба. Джуэлл тут же оповестил сотрудников Бюро Расследований США. Через 9 минут неизвестный позвонил в службу 911 и сообщил о взрывном устройстве в Парке Столетия. К тому моменту эвакуация людей уже шла полных ходом. Еще через четыре минуты бомба взорвалась. Погиб один человек, и сотни были ранены. Ричарда Джуэлла чествовали, как героя, значительно уменьшившего своими действиями человеческие потери, ровно три дня, после он стал фигурировать, как «подозреваемый №1».
Клинт Иствуд (Гранд Торино) любит и умеет снимать умное кино, подчеркивающие героизм отдельно взятых людей, от которых, зачастую такового не ждешь. Так было в «Чуде на Гудзоне» про знаменитый геройский поступок капитана Салли, совершившего невероятную аварийную посадку в воды Гудзона посреди Нью-Йорка, и в «Снайпере», где описывался реальный подвиг снайпера Криса Кайла, и в основанном на реальных событиях «Поезде на Париж», где трое молодых людей предотвратили террористический акт в поезде в Европе. Маэстро снова взялся за историю бескомпромиссного героизма перед исполнением профессионального долга от человека, в которого верила, пожалуй, только его мама. И у него снова вышло безупречно.
А теперь обо всем понемногу.
1. СЮЖЕТ
За перенос истории случившейся с Ричардом Джуэллом на большие экраны отвечали два сценариста: лихорадочный Билли Рэй, который номинировался на «Оскар» за «Капитана Филлипса» и одновременно умудрился заляпаться в слабом «Гемини» и бездушном «Терминаторе: Темные судьбы», и Мари Бреннер, самой яркой работой которой был «Свой человек» Майкла Манна. Они справились превосходно. Безусловно, был мощный первоисточник – книга Кента Александера и Кевина Солвена, однако, ее еще нужно было переложить на страницы сценария – и это им удалось.
А дальше в работу подключился гений Иствуда. Сделать тяжелую социальную драму, которую смотришь на одном дыхании с первых до последних минут, из сюжета часового серийного выпуска американской версии «Человека и Закона» - так могут далеко не многие режиссеры. Иствуд хорош в драматургии, нагнетании, развитии персонажей, крупных планов. Он великолепно пользуется языком кинематографа и многие эмоции передает построением кадра и антуражем сцены.
2. АКТЕРСКАЯ ИГРА
Несмотря на великолепный каст и именитых актеров, главным достоянием фильма является сам Пол Уолтер Хаузер (Черный клановец), сыгравший самого Ричарда Джуэлла. Неизвестно, что было в голове Иствуда, когда на главную роль он брал хоть и похожего на своего прототипа, но довольно странного комика, за год до этого игравшего в мерзкой и тупой комедии «Суперполицейские 2», но итог оказался великолепным. Хаузер настолько живой и искренний в своей роли, что за него переживаешь даже, когда знаешь итог. За него действительно становится больно и страшно. Порой хочется встать со своего места за экраном и подставить ему дружественное плечо. Иствуд дал Хаузер шанс, и он использовал его на все 200%, став самой яркой звездой «Дела Ричарда Джуэлла».
Кэти Бэйтс, сыгравшая маму Ричарда Джуэлла, воплотила одну из лучших своих ролей за последние лет пятнадцать. Она определенно была и остается маститой актрисой, способной на разноплановые роли и у многих в сердцах останется сумасшедшей «Мизери», но в эту роль Кэти Бэйтс вложилась по полной (что даже получила номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана). Ее героиня сильна и самоотверженна, а речь, которую зритель услышит ближе к концу фильма, берет за душу.
Также стоит отдельно отметить Сэма Рокуэлла (Зеленая миля) – его Уотсон Браунт умен и одновременно комичен. Рокуэлл своей харизмой умудряется и вызывать улыбку, и быть серьезными сочувствующим в один и тот же момент, что ему также великолепно удавалось в «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури».
Остальные же, будь то статный Джон Хэмм (Малыш на драйве), воплотивший на экране предвзятого агента ФБР, большеглазая Оливия Уайлд (Доктор Хаус), сыгравшая взбалмошную журналистку, или веселая Нина Ариадна, преобразившуюся в саркастичную помощницу адвоката – все они на своих местах, и все играют ровно и ярко.
3.НЕ ПРОГИБАЮЩИЙСЯ НИ ПЕРЕД КЕМ
Фильм получил неоднозначную оценку в США. Главными претензиями к фильму среди общественных деятелей были обвинения в гомофобии и расовой дискриминации. Что касается первого, в фильме Джуэлл не один раз заявляет, что он не гомосексуал. Это породило волнения в кругах правозащитников. Однако, такие слова со стороны реального Ричарда Джуэлла имели место быть и не являются выдумкой авторов, что говорит в пользу реального отражения событий. Что же касается второго, Иствуда обвиняли в расовой дискриминации из-за отсутствия среди актеров, исполняющих основные роли, темнокожих. Тут также вопрос кроется в реальном отражении дел, если взять фотографии фигурантов дел, к сожалению правозащитников, темнокожих людей найти не удастся. Многие режиссеры пошли бы на уступки, переиначив реальные факты в угоду вопящей толпы. Но Иствуд хотел снять подлинное кино, отражающее реальные события, поэтому режиссер не пошел на поводе у правозащитников и вразрез со своей совестью и снял так, как считал нужным. Возможно, именно из-за этого фильм не добрал в кассу на кинорынке США.
«Дело Ричарда Джуэлла» - фильм, снятый человеком, любящим людей и любящим кино, для тех, кто кино боготворит. Искусство художественного повествования реальной истории здесь держится на высоченно уровне, и порою хотелось бы, чтобы все фильмы данного жанра также пробивали зрителей на эмоции.
ИТОГ: фильм для вечернего вдумчивого просмотра с последующей экспедицией в недра «Википедии» (лучше в таком порядке, чтобы ничего себе не заспойлерить).
8 из 10