«And the mighty past | they call to mind».Полуночные посиделки продолжаются! (Впрочем, есть основания полагать, что скоро они закончатся, – весьма печально, но об этом напишу как-нибудь в другой раз). А посему, пока есть время, давайте уделим внимание мультфильму «Вперёд» (“Onward”), выпущенному на экраны в 2020.
Критикам он, судя по отзывам, пришёлся по душе, а вот приличную кассу собрать не успел из-за пандемии, так что не видать нам сиквела... (Хотя последнее, может, и к лучшему).
Сюжет: младшему в семье эльфов Иэну в его шестнадцатый день рождения вручается подарок от давно скончавшегося отца, который завещал открыть сей дар только после того, как обоим сыновьям сравняется шестнадцать. Посох, отцовский подарок, оказывается волшебным, и после прочтения заклинания Иэну удаётся вернуть отца к жизни – но только наполовину (буквально!), так что теперь братцам-эльфам нужно найти недостающий артефакт, чтобы «починить» магическое древко и узнать, наконец, собственного отца, покинувшего мир в пору их детства.
С философской точки зрения здесь есть два интересных момента: согласно прологу, мир был наполнен магией, а эльфы, гномы, кентавры, феи – умели колдовать; но учиться колдовству, увы, тяжело и долго, а сказочные существа, онтологически очень похожие на людей, видя прелести и удобства научного прогресса, отошли от «золотого» века премодерна и стали носителями европейского модернистского Dasein’а. Так магия умерла, уступив место «магическим» игрушкам-свистелкам. Это закадровым голосом нам объясняется ещё в самом начале мультфильма; меня после такого вступления мучило какое-то невнятное чувство в духе «где-то уже было»… Озарение пришло, обернувшись статьёй Евгения Абдуллаева (кандидата философских наук, между прочим):
“Сегодня альянс с наукой не столь почетен – сама наука, как это ни парадоксально, все более вытесняется технологией. А «технологичность жизни, – по замечанию Умберто Эко, – нисколько не эквивалентна научности. Она тождественна, если угодно, магичности… Магия означает веру, будто можно перескочить с причины на результат, опустив промежуточный процесс… Магия – это когда не показывают длинную цепь следствий и причин и в особенности когда не пытаются проверить эту цепь методом повторяемых экспериментов».
Возможно, в сумерках этого «нового магизма» уже не философия должна быть заинтересована в альянсе с наукой, а наука – в союзе с философией. Причем последняя должна выступать не в виде идеологического каркаса или методологического «довеска», но – как автономное поле рефлексии и критики, на котором бы выявлялись и развеивались современные «идолы рынка».
Но вернёмся к нашим эльфам. Жизнь, показанная в “Onward”, современна, технологична, в ней есть средние школы и подростки с планшетами, автосервисы и всяческие закусочные с чипсами и газировкой; взрослому зрителю сказочной может казаться мифологическая составляющая (дети, как обычно, здесь умнее): эльфы Барли и Иэн, феи в кожаных куртках на мотоциклах, мантикора Корей. Но на самом деле, если вдуматься, никакого противоречия нет в том, что эльф, креатура волшебная, водит машину – высшую степень проявления современного магизма. Поэтому и посох, и заклинания, и колдовские трюки, которым обучается младший из братьев, чтобы воскресить отца, смотрятся без преувеличения на редкость органично на фоне высокотехнологичного, но антинаучного по своей сути мультипликационного мира, так напоминающего наш собственный. Любопытно, как технологичность, не требующая осмысления, дающаяся всякому с лёгкостью, но отпускаемая с трудом, меняется местами с настоящей магией, которой, как вы помните из самого начала, надо было учиться и способности к которой были не у каждого. (Сакральное колдовство премодерна и магизм постмодерна, смешиваясь, создают атмосферу фильма).
Больше всего мне понравилась сцена, где Барли, старший из эльфийских братьев, заводит свой фургон Гвиневру (да, он правда так назвал свою машину), зажимает камнем педаль газа, прощается с верным другом, и Гвиневра под “Rise to Valhalla” – скачет навстречу неминуемой гибели. Луч солнца падает на борт железной громадины, освещая крылатого коня… Гвиневра падает, осыпаемая камнями обрушенной скалы. Эпичность сцены заставляет прижать правую руку к виску и, сжав губы, хранить почтительное молчание.
Итак, завершая сию рецензию, могу сказать, что «Вперёд» по своему содержанию, сюжету и сакральному смыслу – это скорее «назад», ну или вперёд, но после поворота на 180 градусов, в духе традиционалистских революций. Лента о симулякре-магизме и истинной магии, о том, как стать мужчиной без отца, и, разумеется, о непростых, но очень важных отношениях старшего и младшего.
Главное, чтобы не было так:
“Brothers shall fight | and fell each other,
And sisters sons | shall kinship stain;
Hard is it on earth, | with mighty whoredom;
Axe-time, sword-time, | shields are sundered,
Wind-time, wolf-time, | ere the world falls;
Nor ever shall men | each other spare”.
Приятного просмотра!