Дорога, как жизненный путьПрекрасный фильм. Начинается как комедия. Нерасторопные служащие туристической компании перепутали и доставили Авинашу (главному герою, в исполнении Салман Дулкара) тело не его отца, а чужой женщины, которая погибла в той же катастрофе. Он решает отвезти и обменяться покойниками с дочерью погибшей, а по дороге захватывает и внучку (Митхила Палкар). Водитель фургона - это друг Авинаша по имени Шаукант (в исполнении Ирфан Кхана) - человек со своеобразным чувством юмора (немного напоминает защитный юмор Чендлера из знаменитого сериала Freinds). Его фразы и жесты в первой части фильма невероятно меня смешили. Очень удачные шутки: построенные то на незнании английского, то на немного циничном отношении к жизни, то на душевной простоте героя. Меня радуют такие комедии в индийском кинематографе, так как часто фильмы, рассчитанные на простого и неискушенного зрителя предлагают залежалые шутки с падениями, пощечинами и переодеваниями, которые не смешат уже со времен Чарли Чаплина. Тут же юмор был удачный, практически гайдаевский, во всяком случае я себе записала несколько цитат на будущее. Потом постепенно комедия начинает перетекать в муви-роуд: открываются прекрасные виды и пейзажи, герои знакомятся с различными людьми и попадают в необычные ситуации, в которых всё больше и больше раскрываются перед нами. И тогда начинается жизненная драма: мы видим людей, которые запутались в жизни, каждый по-своему не ладит со своим отцом, ищет свой путь. Герои учатся через прощение решать свои ошибки, нам наглядно показывают теорию 'ведра с крабами', когда страхи тех, кто не смог, тащут нас на дно и призывают отказаться от своей цели или мечты. Все актеры, даже второстепенные, играют естественно, активно используют и мимику и жестикуляцию, и язык тела. Мы действительно видим всех этих людей: и закрывшегося в своей отчужденности Авинаша, и прикрывающегося бравадой Шауканта с большим добрым сердцем, и девочку, которая только ищет баланс между юношеским бунтом и отвязностью, робкую мусульманку, любящую дочь, старика-музыканта, зарвавшегося босса, уставшего менеджера, терпеливого коллегу-новичка... Перед нами пройдет множество лиц, кто-то затронет сильнее, кто-то слабее, но невозможно остаться совершенно равнодушным ко всем тем, кто открылся перед нами.
Чем-то этот фильм напомнил мне 'Маленькую мисс Счастье': там тоже через ситуацию поездки с трупом семья решала свои внутренние проблемы. Но тот фильм всё же до конца был выдержан в комедийном ключе, к тому же мне ужасно не понравилась развязка. Тут же (во многом благодаря музыке - лиричной, душевной, проникновенной) после окончания фильма остается странное позитивно-горьковатое чувство, желание что-то сделать, что-то наладить, простить ошибки близких, обнять маму, подбодрить отца. Очень жизненный фильм, поднимает много мыслей и важных вопросов, пробуждает глубинные эмоции, и всё это ненавязчиво, очень мягко, без той назойливой пафосности, что свойственна некоторым картинам о семейных и жизненных ценностях. Насладитесь прекрасным дуэтом Ирфан Кхана и Дулкар Салмана, в котором индуист и мусульманин гармонично дополняют друг друга, это как терпко-гранатовый сок, дарящий и сладость и горечь, наполняющий жизненной силой и умиротворяющий одновременно. Глубокое, вдумчивое, замечательное кино. Символично, что начинается фильм с натужной попытки Авинаша улыбнуться перед зеркалом, а в финальных титрах мы увидим его широкую и искреннюю улыбку: что не вышло в начале, возможно в конце, надо только пройти этот путь, преодолеть эту дорогу...