Шёл 2020 год, ужасное время короновируса и всеобщей изоляции, после нескольких месяцев которой, я начал стонать от скуки. Поэтому, когда летом ограничения ослабили и заработали кинотеатры, я пошёл на
«Довод». Не то чтобы я был поклонником Нолана или трейлер меня зацепил. Просто хотелось развеяться, а альтернативой был только диснеевский ремейк «Мулан».
Итоги - фильм очень крутой, с крутой идеей, но в нём вообще ни черта ничего не понятно!
Сюжет. Главный герой – Протагонист (серьёзно, у него нет имени) в исполнении Джона Вашингтона и его напарник, в исполнении Роберта Паттинсона пытаются спасти мир от неких террористов из будущего и злого русского олигарха
(ну кого же ещё?!) Андрея Сатора. А ещё тут некоторые события и люди умеют «идти наоборот».
Больше ничего описать не могу. Не потому что, спойлеры, а потому что это единственное, что я понял про фильм.
Достоинства:
1) Фильм очень крутой и интересный. Хотя он ни черта непонятный, но «Довод» - это классный боевик, как Протагонист и напарник ездят по миру и пытаются спасти мир. Фильм наполнен невероятным количеством драк, погонь на машинах, экшена, перестрелок и всё это реально круто сделано. Плюс красивые пейзажи европейских городов.
2) Идея. Как я сказал, прикол сюжета в том, что некоторые вещи тут умеют «идти наоборот» и герои пытаются выяснить природу этого явления. Идея классная, я только одного не понял. При инверсировании персонажи используют дыхательные маски, потому что якобы лёгкие не могут принимать инверсированный воздух. А глаза? Мне кажется или человеческие глаза не воспринимали бы мир, который идёт назад, ведь глаз так видит мир перевёрнутым?
3) Персонажи. Они хорошие. Особенно русский олигарх Сатор. Он, к слову, единственный персонаж фильма про которого мы знаем его прошлое. Он конечно конченый злодей, но злодей харизматичный и крутой. Характером кстати он реально напоминает какого-нибудь олигарха из 90-ых.
Роберт Паттинсон показал, что ему по силу серьёзные роли. Джон Вашингтон тоже неплох, но с ним есть проблемы. Он чернокожий. Хочу верить, что Нолан это сделал не из-за социальной повестки, потом что странно. Действие фильма в основном происходит в Восточной Европе, т.е. регионе, где чернокожих очень-очень мало и поэтому секретный агент чёрного цвета будет заметен, что явно плохо для спецопераций. Мне одному кажется, что необдуманно засылать чёрного в регион, где чёрных нет. Вспомнился анекдот, как американского шпиона задерживают в русской деревне и на вопрос «Как вы меня раскусили?», ему отвечают «Сынок, у нас отродясь чёрных не было».
Проблемы:
1) Непонятность. Скажу так, если вы сумели понять сюжет «Довода» и сможете его пересказать, то ваш мозг можно заспиртовать и поместить рядом с мозгом Эйнштейна, а лекции по квантовой физики вам будут казаться сказкой на ночь. Потому что «Довод» максимально непонятный. Он состоит из замудрённо-заумных диалогов, которые персонажи даже не пытаются перевести на человеческий. Типичный диалог тут выглядит так:
- У этого явления изоморфный характер кристаллизации, а не изотопно-радиационный, как мы считали.
- Это значит, что субатомный уровень молекул нам недоступен?
- Да, но у нас есть ионовый путь расщепления.
- Значит инверсия есть
И вот так, два часа! Знаете такую ситуацию, когда ты находишься в компании двух друзей и они начинают обсуждать сериал, который смотрели, а ты нет и в итоге, они вроде говорят фразы на русском языке, а у тебя ощущение что ты разговор инопланетян слушаешь? Вот это лучшее ощущение от «Довода». Я не знаю, кого мне больше жаль: актёров, которые должны были это говорить без подсказок, да ещё так будто они понимают, о чём говорят или наших переводчиков, которые вместо словаря использовали учебник по квантовой механике.
Да, я знаю, фанаты Нолана мне скажут, что это я тупое быдло, раз не понимаю гения. Но разве это не задача режиссёра донести понятно свою мысль до зрителя? А в «Доводе» ощущение, что Нолан либо откровенно издевается, либо он решил просто проверить, будут ли его называть гением, если он сделает самый непонятный фильм в истории.
2) Не спасает ситуацию и то, что все эти диалоги персонажи произносят с каменным покерфэйсом, статично стоя/сидя друг напротив друга. Вы можете помнить, как в других научно-фантастических фильмах, когда персонажи объясняют что-то сложное, они используют модели, голограммы, визуализацию –
Назад в Будущее, Матрица, Чернобыль, Армагеддон, Терминатор, Парк Юрского периода. Пфф…это для слабаков, которые хотят, чтобы их зрители поняли фильм. Вот у Нолана, персонажи просто разговаривают, а ты сиди и пытайся понять. А я ещё
«Интерстеллар» когда-то считал непонятным фильмом.
3) Не спасает ситуацию и то, что все герои фильма (кроме Сатора) полностью обезличены. У главного героя нет имени, мы ничего про него не знаем. В фильме нет ни одной лишней реплики, кроме касающихся сюжета фильма. Знаете, в романах
Франца Кафки (Замок, Процесс) протагонисты были обезличены, чтобы показать их неприметность и «серость». В «Доводе» Протагонист обезличен для чего? Типа его профессия это такое рядовое занятие?
Разумеется, есть примеры хороших персонажей-без-прошлого:
Джокер, Стрелок Клинта Иствуда,
Моряк Кевина Костнера из «Водного мира», но те персонажи цепляют харизмой и ярким характером, а вот Протагонист «Довода» нет.
4) Всё вышеперечисленное рождает главную проблему. В фильме непонятно что происходит. Персонажи в аэропорту Осло – зачем? Они в Таллинне воруют плутоний для Сатора, зачем тогда он ворует его у них, в следующей же сцене? От кого спасает мир Протагонист? Где они в конце сражаются, с кем, зачем?
Я внезапно понял, что мне напоминает «Довод».
«Обитаемый остров» Бондарчука. Тоже хорошая идея, но абсолютно непонятное повествование. И это смешно, потому что «Довод» наверняка относят к фильмам, в которых «идея, а не эффекты», но по факту, тут идея непонятна, поэтому смотришь только на спецэффекты.
Вывод: Я всегда считал самым замудрённым фильмом, который я видел дилогию
«Уолл-стрит» Стоуна, где персонажи с таким же умным видом болтают о фондовых биржах. Но в «Уолл-стрит» хотя бы была атмосфера 80-ых и харизма Майкла Дугласа. А «Довод» как я сказал, да он крутой с крутыми спецэффектами, но абсолютно непонятный. Нолану следовало бы уважительнее относится к тем, кто не такие гении, как он. Надеюсь в «Опенгеймере» персонажи не будут так же уныло болтать про физику.
6 из 10