Полное затмение душВозвращение домой — один из основных «бродячих» сюжетов в классификации Хорхе Луиса Борхеса. Имея в своей основе такой литературный документ, как «Одиссея» Гомера, многие авторы по-своему обращались с данной конструкцией. Долгое путешествие за тридевять земель от родного края, всегда приводит обратно. Но мало когда мир остаётся прежним, хотя неизменившийся за годы отсутствия «дом», мог бы стать неплохой заявкой для фильма ужасов. Вот и Селина Сент-Джордж, возвращающаяся навестить арестованную по подозрении в убийстве родную мать Долорес Клейборн (Клейборн — фамилия в девичестве), оказывается вовсе не в солнечном мире собственного детства. Городок Литтл-Толл в штате Мэн (конечно же, ведь это экранизация Стивена Кинга) оказывается местом мрачным, где кажется всё окутано туманом прошлого. И ей предстоит провести связь между собой и собственным прошлым, которое олицетворяется образом матери — жесткой, огрубевшей женщины.
По-началу складывается впечатление, что героини не имеют никаких точек соприкосновения: одинокая провинциалка, подрабатывавшая сиделкой, и успешный журналист из самого настоящего «Большого Яблока». Что может объединить их, кроме зыбкого и далекого прошлого, чьи тайны скрыты под пеленой времён? Но внешность обманчива. Нет более похожих людей на свете. Хотя речь не только о родственной близости, но больше о близости душевной. Современный мир весьма жесток к попыткам женщин быть равноценными мужчинам. И речь вовсе не о дурацком тренде последнего десятилетия про объективацию и другие фундаментальные отрицания психологии, психоанализа и биологических родственных связей человека с Царством зверей. Героини вынуждены подстраиваться под окружающую действительность, но любая попытка вырваться за пределы отведенного ареала обитания вызывает не просто сопротивление, но настоящее противодействие. И нельзя вырваться из этой борьбы не потеряв частичку самих себя.
Интересно, что лучшими экранизациями произведений Стивена Кинга становятся романы в большей степени лишённые типичных для «короля ужаса» ходов. Никаких оживших автомобилей, прессов для глажки белья, собачек-убийц, кошечек-убийц и всего такого в том же духе. Хотя и в этом ряду есть исключение в виде картины «Кристина» Джона Карпентера, которая, правда, всесьма вольно и иронично относится к первоисточнику. Зато лучшие фильмы по его произведениям может не лишены мистической составляющей, но в большей мере основаны на психологических портретах героев. Тут можно составить целый список: «Сияние», «Кэрри», «Искупление Шоушенком», «Зелёная миля», «Мизери» и т. д. В этот же ряд можно внести и фильм Тейлора Хэкфорда. Пусть, практически в каждом из этих случаев, авторам достались не лучшие, довольно-таки просто написанные произведения, которые, как не странно при переносе на кинополотно только выиграли. Стивен Кинг мог бы стать неплохим сценаристом, ведь всё что выходило из под его пера чаще всего напоминает киносценарии или кинороманы (был такой жанр). Пунктирно прописанные психологически, но наделённые большим числом мелких деталей и характеристик, персонажи повестей и рассказов Кинга — отличное «тесто» для кинорежиссёров, которое они могут ретранслировать, как угодно, благодаря вариативности трактования любых событий. Нельзя не добавить, что и сам роман был написан под впечатлением от экранизации «Мизери» Робом Райнером, а в особенности, игрой Кэти Бэйтс, которая и в «Долорес Клэйборн» начисто переиграла свою экранную коллегу.
И если попытаться встроить произведение в некое условное кинематографическое наследие Стивена Кинга, то «Долорес Клэйборн» весьма легко найдёт свою нишу. Ведь по своей сути, этот фильм включает в себя типичный для Кинга вопрос человеческой жестокости, присутствующей, практически, в каждом, и рано или поздно вырывающейся наружу. Подобно «Кэрри» — жестокость заглавной героини является реакцией на среду. Там где Кэрри оказывалась жертвой религиозного фанатизма своей матери и животного насилия со стороны сверстников, Долорес Клейборн страдает от консервативно-патриархального уклада жизни в маленьком захолустном городке. Но даже сбежавшая в большой мегаполис дочь Селина, всё равно остаётся всё той же забитой провинциалкой, вынужденной пробивать себе путь сквозь пот и кровь. А их единственное преступление в том, что они просто существуют. И через поколения они несут свой лозунг:
«Иногда быть стервой — единственный выход для женщины».