ЗАБАВНЫЙ ПОБЕГНе думал, ни гадал адвокат Жан Дюрок, что во время посещения в тюрьме своего клиента Голара, приговоренного к высшей мере, в ней вспыхнет бунт. Голар бежит из-под стражи, предварительно одев на себя одежду своего адвоката. Следом за ним бежит и Дюрок, которого обвиняют в том, что это он устроил провокацию в месте заключения с целью освободить Голара.
Так судьба сводит преступника, который утверждает о своей невиновности, и его адвоката — человека мягкого и нерешительного. Весь фильм им придется куда-то бежать, где-то прятаться, переживая целый ворох приключений. В сюжет вплетены и контрабандисты, пытающиеся переправить в коллекционном «Роллс-Ройсе» груз золота и деньги в сидениях.
Жерар Ури — один из «большой четверки» именитых комедийных режиссеров Франции, наряду с Жиро, Леконтом и Зиди представил нам свою очередную, как всегда профессионально снятую комедию — с мягким юмором и неизбежными трюковыми сценами, большинство из которых связаны с транспортом. Так уж получилось, потому что весь фильм происходит в движении среди прекрасных пасторальных пейзажей, ферм и милых провинциальных городов Франции. Это и трюки с выдвижным сидением, и с самосвалом, и с злополучным «Роллс-Ройсом».
Фильмы Ури вообще-то редко бывают «чистыми» комедиями. В них всегда находится место чему-то цепляющему за душу. Этому во многом способствует многолетний союз с прекрасным сценаристом Даниэль Томпсон. И «Побег» не стал тут исключением. В фильме отражены реальные майские события во Франции 1968 года, которые привели к отставке президента Шарля де Голля. В частности, использованы подлинные записи обращений президента по телевидению. Также здесь показан вылет Шарля де Голля на вертолёте в Баден-Баден, в расположение оккупационных войск Франции в ФРГ, которое имело место 29 мая 1968 года.
Совершенно неожиданно для меня было увидеть здесь обнаженку (там, где девушка, раздеваясь, танцует у дороги, а автомобили врезаясь, образуют целую пирамиду). Вообще-то для Ури такие вот сцены не характерны. Но, как ни странно, «Побег» в советском прокате практически не был посечен цензурными ножницами — сократили лишь некоторые сцены, в частности мытарство Дюрока и Голара на вокзале в попытке получить деньги за билет.
Пьер Ришар — актер уникальный и во многом многогранный. Совершенно неверен сложившийся стереотип, что это комедийный артист. У Ришара достаточно много и вполне драматических ролей, просто его герои в комедии обладают несколько схематичным характером — рохли и недотепы. Но Ришар настолько искренен на экране, что его комедийные персонажи из фильма в фильм не теряют своей привлекательности.
Виктор Лану, сыгравший Голара скорее похож на доброго здоровяка, чем на матерого уголовника. Да он тут такой и есть. С одной стороны — грубоват и прямолинеен, с другой — человек с большим сердцем и мягким взглядом. Не знаю, может в том и был замысел Ури показать в роли Голара именно Лану, но как-то не хватает ему брутальности. Добрый персонаж такой получился, совсем не злой. На эту роль, кстати, претендовал Патрик Девэр. Мне кажется, что тут бы он больше был к месту, чем Лану.
«Побег», как говорится, фильм вне времени. Советский дубляж картины — великолепен. Переводчики не просто добавили хлёсткости в диалоги, но и вывели их на новый уровень. (Оригинал: «Замолчите!» Перевод: «Заткнитесь, Голар!» и так далее). Фильм однозначно стоит посмотреть, положительные эмоции гарантированны. Прекрасный сценарий, здоровый юмор, очень достойная игра.