1947. Своим путем, но гениальноФранцузский кинематограф в те годы был определенно не на высоте. Даже признанные мастера, скрипели-кряхтели и выдавали нечто похожее на чудо голливудских нуаров. Ретроградом никто не хотел оставаться. А ведь с другой стороны поджимал итальянский неореализм. Однако, были и те, кто особо не следил за модой и шел своим путем. Жак Беккер в их числе. Он ведь в «Антуане и Антуанетте» остался собой до самого конца. Как настоящий художник, своей самодостаточностью показал он всем свое отношение.
Беккер взялся за самый банальный сюжет, комедийный, который вполне мог бы рассматриваться как водевиль преисполненный гэгами. Но эту нехитрую историю он рассказал так вдохновенно, глубоко и многозначительно, что сюжетная легковесность вытеснилась мощной психологической драмой. Без особой раскачки нам предлагают описание быта скромной парижской семейной пары. Красавица жена и надрывающийся муж работают, но в большей мере им приходится лишь мечтать о лучшем будущем. Суровая правда такова, что видя нестабильность материальную и чувствуя некоторые флюиды сомнения, даму одолевают различные ухажеры. Богатые, красивые, молодые — в каждом случае вполне и вполне формально допустимая кандидатура для замены.
Однако, как хорош Беккер. Он блестяще демонстрирует сомнения героини. Она вроде и отказывает, но так невнятно, что проводя мимо нее рукой, кавалеры не упустят возможности потрогать бюст. Формально, кстати, ведь все требования о верности соблюдены. Но, выдержит ли она напор?
На мой вкус, тут каждая встреча с противоположным полом сделана гениально. Режиссер мастерски балансирует между водевильными легкими тонами и жестокой драмой измены и ревности. Например, случайный приход в магазин нашей героини вполне можно интерпретировать как размышления о капитуляции. Тогда, совершенно будничная ситуация наполняется пикантным смыслом. Неожиданная потасовка перерастает в резкий боксерский поединок. Кажущийся слабым соперник становится видавшим виды бойцом. Нокаут, как развязка, непредсказуем. И так, весь фильм.
Получается, что Беккер постоянно нарушает причинно-следственную связь. Реакция на каждое событие в этом фильме вызывает напряжение, а затем полностью противоположные от ожидаемых последствия. Тем самым, все герои получают оптимистические шансы на лучшую жизнь. А что? Самое время, чтобы кривые зеркала реальной жизни стали работать на мечту. Тогда, что мешает жене сохранить верность, а мужу выиграть неимоверно большую сумму в лотерею? Ведь все должно быть хорошо. Никаких нуаров и нео-барокко. Жак Беккер идет своим путем и снимает один из самых интересных и достойных фильмов 1947 года. Не случайно ведь любитель кинематографического хардкора Кубрик включил его в число своих любимых лент.
Рекомендую
10 из 10