По-человеческиТот факт, что впервые за всю жизнь я решил разместить рецензию, для меня самого говорит о многом. Возможно, этот фильм задел какие-то мои глубинные пласты, может быть, заставил вновь задуматься о вечных вопросах, а скорее всего этот фильм просто убедил меня. Согласитесь, это нечастное явление в российском кинематографе.
Фильм весь строится на нюансах. Соври где-то в одном месте - каркас порушится, всё - веры тому, что видишь на экране не будет.
А здесь продумана каждая мелочь, образы выписаны филигранно.
Основной же проблемой фильма я вижу не внутренние мучения героя по поводу своей маскулинности, тварь я дрожащая или право имею. Проблема выбора человека себе спутника жизни. Ведь если бы этот интеллигентный, явно неглупый мужчина, который хочет детей, способен обеспечить семью, которому нравится готовить и делать своей женщине приятно, нашел бы себе партию под стать, но этого всего бы не было.
У Полины допотопное (не хочу никого обидеть, но я бы сказал: провинциальное) представление о мужчине. Где от мужчины ожидают мачизма и высокой примативности. Не зря в первые же минуты нам об этом сообщается простой цепочкой: 'качалка' - мышцы - секс.
Кстати, забавно, что авторы опять же в мелочах подкрепляют образ хабалистой, провинциалки Полины, тем, что по привычке 'карниз' она называет 'гардиной'. Это очень точный нюанс, так как в регионах эти понятия часто путают. Вообще никаких карнизов я, честно говоря, даже и не слышал (я сам сибиряк, знаю, что говорю), только 'гардина'. Образ Полины очень точен и по репликам, и по внешнему проявлению.
Обесценивание достижений Глеба идет на протяжении всего фильма. И снова секс выступает, как четкий индикатор. 'Зато гардину повесил', - говорит Полина, когда уставший Глеб отказывается от интимной связи. Для нее мужик - это тот, кто даст по роже пьяному быдлу, всегда готов к соитию, не отягощен внутренними переживаниями. И вот снова вопроса: 'Как Глеб выбрал такую неподходящую женщину?' Ведь на планете найдется куча женщин, которые будут ценить тот факт, что мужчина в доме и починить все может, и приготовить, и с детьми сладить.
Образ Глеба тоже точен. Усомнившись в своей мужественности, что делает Глеб в первую очередь? Закуривает. Хотя мучительно бросал эту привычку. Но общество, культура сформировала в нас образ крутого мужика обязательно с сигаретой. Создатели наполняют фильм массой таких мелочей, которые в итоге формируют полную и достоверную картину происходящего.
И конечно, вскрывается еще один мотив. К сожалению, даже если ты вырвался в люди, хочешь жить цивилизованно и красиво, и при этом хочет делать это не в Швейцарии, а в родной стране, то нужно учитывать, что общество маргинально. От такого быдло-соседа никто не застрахован. И это очень печально. Я не знаю, что должно произойти, чтобы общий уровень культуры, образованности и всего прочего позволил нам в России жить не по-мужски, а по-человечески.
С учетом того, что я очень лоялен к отечественному кинематографу, поставлю высокую оценку. Рекомендую тем, кто выискивает в российском кино стоящие фильмы. Тем, кто считает это беспроглядной хтонью и чернухой - не рекомендую.
8 из 10