Мертвец — принц помойки«- Господь — мой работодатель.» (с)
Каждая звезда достигнув успеха на каком то одном поприще, старается проявить себя на каком то ещё. Неоднократно было замечено, что знаменитые киноактёры рано или поздно пробуют свои силы по другую сторону камеры. Не из всех артистов выходят режиссёры, но тем не менее, популярные актёры продолжают время от времени снимать кино. Достаточно примеров, когда не только наделённые драматическим талантом, но и чисто жанровые артисты переквалифицировались в режиссёров. При том с переменным успехом — кому то удавалось снять что то более — менее путное, а кому то нет. В разное время в режиссёрское кресло садились даже звёзды боевиков! Например на пике своей Голливудской популярности, постановкой картин занимались такие люди как Жан — Клод Ван Дамм и Стивен Сигал. Сильвестр Сталлоне частенько становился за камеру. Из актёров класса «А», это Клинт Иствуд, Роберт Редфорд, Мэл Гибсон и Шон Пенн. Которые ныне числятся и как режиссёры. В середине 90-ых, когда мировая известность была уже достигнута, свои силы в режиссуре решил испытать и тин — идол Джонни Депп. Который к тому времени уже стремился скинуть с себя ярлык «звёздного мальчика», хотел доказать, что прежде всего он — высококлассный драматический актёр. Не зря же он снимался у корифеев независимого кино — Джима Джармуша и Эмира Кустурицы!
Стиль последнего, он и попытался воспроизвести в работе над своей дебютной картиной. Точнее, как бы соединить «приземлённость» повествования Кустурицы, с притчевым прочтением Джармуша. Не всегда у него это получалось грамотно увязать на экране, отчего многие эпизоды заметно «проседали», или не могли выстроится в единый видеоряд странного сюжета. Во всяком случае, при просмотре «Храбреца» складывается впечатление, будто картина длится гораздо дольше своего 1, 5 часового хронометража. Иными словами — иногда становилось скучно, а зритель скучать при просмотре фильма не должен. Впрочем, может статься, что это моя личная проблема, так как скучал я и на Джармуше. А над непреложным правилом: «зритель в кинозале скучать не должен», вряд ли заботились Висконти и Тарковский…
В качестве литературной основы для дебютной ленты, Депп выбрал рассказ малоизвестного писателя Пола МакКаденна. Сценарий — адаптацию написал сам Джонни Депп. Поскольку не будучи знакомым с первоисточником, не в силах сказать насколько сильно Депп подогнал прозу писателя под своё видение этой истории. Сюжет несколько абсурден в своей завязке, но если принять всю картину как некую притчу, то на этом можно не зацикливаться. Тогда лента Джонни Деппа будет обычной грустной историей о несчастном герое, задачей которой является призвать зрителей к заботе о собственных семьях, о необходимости родителей просто поговорить с детьми, лишней раз мужу сказать жене как он её любит, а по возможности попросить прощение… Ещё сценарную историю вполне можно истолковать как обычную социально — бытовую, практически лишённую чернухи (если закрыть глаза на парочку возникающих, ближе к её кульминации трупов) мелодраму. Судите сами: действие разворачивается в импровизированном, незаконном поселении, расположенном прямо на окраине городской свалки. Там живут нищие бродяги, попрошайки и алкаши, преимущественно латиносы или мексиканцы. Мужская часть населения, естественно промышляет грабежом или иными тёмными делишками, поскольку полицейские в эти трущобы и не суются… Но помимо этих отбросов общества — пропойц, шлюх и наркоманов, на свалке живут так же обычные женщины и дети — из семей, которым не повезло оказаться на социальном дне этой жизни.
В одной из таких, как это принято говорить — «неблагополучных» семей, живёт и герой Джонни Деппа. Более того — он её глава, на его попечении сидят жена и двое детей. Хотя, правильнее было бы сказать, что глава в семье не он — а его затюканная не устроенным бытом жена Рита (памятная по роли партизанки Анны из «Хищника» — Альпидия Каррило). Потому, как он живёт по традиции джентльмена удачи — украл, выпил — в тюрьму. Правда не какой романтики сам Рафаэль (так зовут его героя) в этом не видит. Да и ворует он что бы обеспечить всем необходимым семью. Но вор он мелкий и невезучий — уже имеет более трёх отсидок. Жена то и дело «пилит» его, просит взяться за ум, найти нормальную, пускай не высокооплачиваемую, зато честную работу, дабы встать на ноги. Этого же хотят и родственники, один из которых — седовласый индеец — отец. Герой бы и сам рад найти работу, от того и приходит в одно местечко, куда его направил знакомый из одного городского бара. Но, как оказалось, «работа» будет не совсем обычная. Правда разовая и высокооплачиваемая. Некий господин встретившийся с ним в охраняемом и находящимся под видеонаблюдением подвале, предложил продать свою жизнь за 50 тысяч долларов. Вернее не жизнь, а свою смерть. Это необходимо для какой то записи или может быть любительской картины, в которой в страшных мучениях должен отойти в мир иной человек. Представительного вида, пожилой мужчина передвигающийся на инвалидном кресле, без лишних разговоров дал Рафаэлю крупный задаток, взяв с него слово через определённое время появится в этом же месте, для той самой съёмки. Сказав, что он знает, что тот не сбежит, и обязательно сдержит данное обещание. Так герой получив большие деньги лишился жизни, зато обеспечил стабильное будущее своей супруге и маленьким детям…
Да бы не было слишком нарочито, самого умерщвление героя перед кинокамерой нам не покажут. Возможно из за модного в таких случаях правила — оставлять открытым финал. Кто знает, может сыгранный раскабаневшим на старости лет Марлоном Брандо дядька в инвалидном кресле, просто проверял героя Джонни Деппа на мужество? Хотя его подручный — инфернальный мужик Ларри — в исполнении Маршалла Белла, уж точно не из тех кто шутит. Доказательство тому не только его идиотский юмор, но и труп старого приятеля, лежащий в его фургоне… Кино явно рассчитанное на любителей «артхауса», поскольку в прославивший Деппа «мейнстрим» не вписывается не коим образом. Вероятно поэтому премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале, где она даже была номинирована на главный приз — Золотую Пальмовую Ветвь. Правда авторитетное жюри, во главе с Изабель Аджани, предпочло наградить не странный, притчеобразный режиссёрский дебют молодого Джонни Деппа, а поделить «ветку» между иранцем Аббасом Киаростами с его «Вкусом Вишни» и японцем Сёхэя Имамурой, приехавшим с лентой «Угорь»…
P.S
Данная рецензия посвящается большой поклоннице творчества Джонни Деппа — девушке Насте.