Я продал свое тело как шлюха, а церковь прощает шлюх каждый день. Или американская версия лихих 90-х.Не просто подобрать слова, чтобы рассказать свои соображения об этом невероятном фильме. Справедливо будет начать с моего отношения к автору. Поскольку тем, кто не знаком на приличном уровне с остальным его творчеством, видеть этот фильм просто рано. Существует много мнений о Джонни Деппе как актере и человеке. В моем случае это, пожалуй, единственный актер, в защиту которого я готова просто драться до последней капли крови. То есть к его творчеству отношусь трепетно и всегда пытаюсь постигнуть суть идеи. И утверждаю, что этот фильм действительно достоин внимания, не только как режиссерский дебют, но и как фильм в целом. Его можно включить в условную 10-ку лучших работ Джонни.
История нам тут поведана душераздирающая, трагичная, непростая и … идиотская. Эта сумасшедшая неправильная история хороша тем, что своей абсурдностью и дикостью заставляет крепко задуматься и вызывает бурю эмоций. Фильм настоящая провокация! Это один из самых проблемных и глубоких фильмов, что я видела, при этом он сделан просто и понятно. И, честно, редкий фильм меня так зацеплял. Сильная социальная драма, вскрывающая и проблемы американского общества в целом, и отдельной семьи, так похожей на многие другие реальные в частности. Это история о том, до какой крайности может довести безработица, о шансах устроиться у людей с проблемным прошлым (в смысле нет шансов). И о семье, где отсутствует доверие и взаимопонимание, если бы оно было, все это не случилось бы. О семье, где ее глава являлся лишь обузой, а не защитником и добытчиком, и наскоро пытается это исправить, не зная толком, как.
Фильм совсем не глянцевый, но по особому красивый и трогательный. Это не 'голливудский' фильм и его автор в тот период был лишь формально голливудским актером. Фильм не для всех, любителям развлекательного попкорнового кино просьба не беспокоить! Это настоящий артхаус высочайшего уровня. Сначала меня насторожили слова в описании: фильм не имел коммерческого успеха. Но важно понимать, что коммерческий успех и качество + интересность фильма друг от друга не зависят, это лишь значит, что фильм не для всех, но раз вы о нем все-же узнали, то, возможно, как раз для вас.
В первый просмотр впечатление было довольно посредственным. Скепсис одержал полную победу. Бросается в глаза, что съемка сырая. «Да вы и вправду Эдвард Вуд? Нет, не настолько все плохо, но, увы, не Феллини.» И по большей части мне не понравился сюжет: 'Что в вашей голове творилось, что вы решили снять такую чернуху?' (А сюжет и не должен был понравиться, не так ли?) И главное – персонаж не показался убедительным. «Ну ок, вы это зачем-то сняли, но зачем еще и снялись сами? Вы слишком свеженький и красивенький для прожженного уголовника и алкоголика, как Станиславский я вам не верю.» (Позже я выяснила, что играть сам Джонни и не собирался, но в верхах сказали, не сыграешь сам, не выделим денег на фильм.) Я к тому это вам рассказываю, что недочеты все же есть, и с первого раза фильм может не понравиться.
А потом фильм неделю не выходил из головы. «Чертов фильм, как зацепил! Может ли так зацепить плохой фильм? Может фильм и неплох?» С тех пор преследовала мысль, что к фильму надо вернуться и переосмыслить его. Для чего потребовалась некоторое вдохновение, что заняло почти год.
Второй просмотр. И это любовь со второго взгляда. По стилю это похоже на раннего Кустурицу, задолго до «Аризонской мечты.» Отсюда и некоторые «странные» сцены, как раз для Кустурицы характерные. Джармуша тут меньше, но вот финал действительно похож на «Мертвеца», а все прочее скорее на «Пса-призрака». А в то же время этот фильм наделен своей особой индивидуальностью, это не калька с работ более опытных товарищей.
Герой раскрыт исключительно с хорошей стороны, нужна бы какая-то предыстория, демонстрирующая зрителю его пьянства и преступления. А так нимб с крыльями по нему плачут, и непонятно, отчего для него закрыты другие пути. Три слова в которых говорится о его прошлом, это не убедительно.
Сам поступок Рафаэля больше возмущает, чем восхищает, по правде говоря. «Им нужен ты, а не дурацкие деньги! И эти деньги без твоей защиты в их руках не удержатся, а доверять тебе в этом абсолютно не кому.» Но наш герой так не думает, он не чувствует себя нужным семье. А еще вариант, у него настоящая депрессия с вытекающими запоями и отсутствием желания действовать, и он не в состоянии адекватно оценить ценность своей жизни. Он понимает, что нужен, его любят и он хочет жить, лишь когда уже ничего нельзя изменить. Но не пытается бороться, чтобы семья не пострадала.
Актерская игра. Самого режиссера, конечно же, больше ничьей особо нет. Вот она восхитительна, просто завораживает и вызывает шквал эмоций. Хотя как персонаж с худших сторон он и не убедителен, в лучших его проявлениях он просто прекрасен. Все же хорошо, что Рафаэля сыграл сам Джонни! Его участие в фильме – всегда событие, это отдельная категория фильмов, наиболее западающих в душу. Его способность передавать страдания персонажа только взглядом поражает. И можно просто на него полюбоваться с эстетической позиции, в немногих фильмах есть эта возможность.
Финал ожидаемый, и в то же время открытый. Мы знаем, чем все должно завершиться, но мы этого не видим. Может быть, все закончилось и по-другому. Знаете ту сцену из «Бойцовского клуба», где Тайлер отпускает парня вместо того, чтобы убить, с тем, что тот выучится на ветеринара, а не будет влачить бессмысленное деструктивное существование, иначе Тайлер выследит его и убьет? Возможно, и нашему герою просто надерут задницу и отпустят, и последующий день покажется ему лучшим днем его жизни? И он сумеет начать новую и достойную жизнь? На мой взгляд такая развязка могла бы оказаться уместной (это зависит от того насколько мудрой, содержательной и эффектной оказалась бы сцена «порки»). Но данная история не об этом. Наш режиссер предпочел трагический и недосказанный, но тоже сильный и красивый финал. И был прав. Его задача была продемонстрировать абсолютную безысходность без всякого света в конце тоннеля.
Очень жаль, что это единственный фильм прекрасного режиссера Деппа! После было много прекрасных актерских работ, которые не оставляли времени для чего-то другого. Но в последние годы с актерским мастерством некоторый кризис, может быть, пришло время вернуться по другую сторону камеры? И, Джонни, имя Рафаэль теперь ассоциируется у меня именно с вашим героем, а не с автором Сикстинской капеллы.
Фильм однозначно выбесит вас в хорошем смысле. И в то же время понравится.
8 из 10