На всей планете Мертвый СезонКартина вышла отнюдь не оптимистичная – может, построение маленького счастья и налично как идея в фильме, но никаких иллюзий финальные титры не оставляют – звучит отрезвляющая приглушённая композиция Мёртвый сезон (лучшая из альбома Здорово и вечно, дающая понять, ЧТО победило, и ЧТО оно будет делать). Сцена с мороженым, на мой взгляд, добавлена не для того, чтобы показать наладившуюся жизнь, а для для обличения пира во время чумы, всеобщего лицемерия и капитуляции перед случившейся катастрофой. Если обратите внимание, люди в очереди за мороженым один за другим говорят 'Можно шоколадное?', 'Дайте шоколадное!', 'А мне вот, пожалуйста, шоколадное!'. То есть, все переобулись, заняв одну 'шоколадную' сторону.
Заметно, что весь фильм пронизан мыслью о выборе между примирением с изменившейся реальностью, либо ее изменением – Брянцев, говорящий о приспособлении его семьи к новым условиям; Руцкой в телепередаче с Карауловым, утверждающий, что политик не должен подстраивать свои убеждения под изменяющуюся реальность, а должен изменять ту действительность, в которой живёт народ. IMHO, это вопрос фильма, который не до конца преодолён. Постройка летнего туалета из гробовых досок рухнувших мечт – это гвоздь в крышку гроба нынешней мертвой эпохи. Но мертвые воскреснут и старые конфликты непременно обнажатся.
Присутствует в фильме и тема лишнего человека – Циолковский-таксист, физики-ядерщики в переходах, инженер-разнорабочий. Эти мотивы знакомы нам по 'Географу'. Кстати о Циолковском, мечтательный оптимизм русского космизма в картине тоже присутствует, ведь неспроста за два с половиной часа хронометража дважды звучит лунная соната и заводятся разговоры о воскрешении мертвых (Федоров, Циолковский) и освоении новых планет. Это в фильме связывается в единую конструкцию с молитвой символа веры, также обещающей воскрешение мертвых. На мой взгляд, красивая дань памяти погибшим за так и не наступившее по сей день прекрасное будущее космического оптимизма. Будучи материалистом, считаю это прекраснейшим ходом, отражающим поразительную синергию/эклектику, до сих пор присутствующую в душе многих соотечественников (вера в блаватскую, вера в Бога, соседствует с научным мышлением) и в данном случае этот ход очень уместен (перекрестился с левого плеча).
Недостатком фильма считаю плохо прописанного персонажа дочери – она слушает Дягилеву и Летова, сама при этом будучи аполитичной. Да, наверняка такие люди могли присутствовать в среде фанатов, но в таком случае музыка сибирского панка здесь превращается в картонную декорацию эпохи, хотя именно это звучание ДОЛЖНО быть диегетическим.
Еще одним неприятным моментом стала мотивация главного героя и его новой знакомой учительницы присоединиться к протестам в Останкино – сущее интеллигентство. Они там, потому что 'это История. С большой буквы И'. Не потому, что 'Полыхал закат, умирал рассвет', не для того, чтобы отстоять хоть какую-то власть народа, а потому что хочется прикоснуться к истории.
В общем и целом я бы оценил фильм как историю о разочаровании в возможности повлиять на несправедливый ход истории, о разочаровании в космическом оптимизме и о преодолении вызванных этой неудовлетворенностью ресентиментов с помощью конструкта филистерского счастья, помноженного на аскетичность русской бытовухи.
Фильм 9/10. Те, кто ожидал революционную агитку – посмотрите 'Чудотворную' Невзорова и поймите, что снять на государственные деньги кинопамфлет, обличающий самое основу этого самого государства, практически невозможно.
Михаил Лифшиц говорил о такой вещи как ирония истории – непрямой путь к прогрессу, путь через революционную трагедию. Будем надеяться, что мы свидетели исторической иронии диалектической победы через поражение.