Гимн женщинам«Всё о моей матери». Три слова, быть может, самых главных в жизни каждого из нас. «Всё о моей матери». Есть в этом названии что-то таинственное, интимное и очень сокровенное.
Это был второй фильм Альмодовара, просмотренный мною. Первым, «Разомкнутыми объятиями», проникнуться не удалось. А вот «Всё о моей матери», погрузив в самые разнообразные ощущения, надолго привлек моё внимание к творчеству этого режиссера. Первоначальные впечатления были разрозненными. И понравилось, и не понравилось одновременно. Однако его сюжет и образы долго не отпускали. Ни сердце, ни разум. Пересмотрев фильм через несколько месяцев, внес его в число любимых и в личный список шедевров кинематографа.
И хотя я посмотрел почти все фильмы Альмодовара, «Всё о моей матери», считаю, что это лучший в его карьере. Во всяком случае для меня. И никогда не забыть то ощущение, что он оставляет после себя — сгусток света в душе. Света, смешанного с горечью и терпкостью. Это один из тех фильмов, о которых можно сказать, что у них есть душа. Один из тех, которые учат прощению, пониманию и дают силы жить. Бесконечный гимн «Resistire» на фоне мира, захлестываемого ветрами.
И хотя жанр его заявлен как мелодрама, я бы не согласился. Это трагифарс в лучшем воплощении этого жанра. Грань между трагедией и фарсом настолько тонка, что эти начала постоянно перетекают друг в друга, почти сливаются и образуют в итоге удивительный коктейль, который надо смаковать и наслаждаться каждым глотком. Посасывать через трубочку.
Вновь в объективе Альмодовара оказываются женщины, сыгранные блистательными испанскими актрисами — Сесилией Рот, Марисой Паредес, Пенелопой Крус и Антонией Сан Хуан. Если хотите, это главная тема его творчества, — женщины. Все стремится к женщине. Все стремится стать женщиной. Даже некоторые мужчины.
Кстати о мужчинах. Дела с ними обстоят крайне интересно. Эстебан, еще юноша, мечтавший стать писателем, погибает в самом начале. Отец Росы беспомощен и находится на попечении у ее матери. Муж Мануэлы — транссексуал. Его образ не — выражение ли это едкой иронии режиссера над стереотипом сильного мужчины?
Мужчины в фильме оказываются слабее женщин, и женщины остаются один на один с собственным одиночеством, без поддержки, вынуждены сами играть роль сильного пола.
У каждой из четырех фильма своя трагедия и разбитая жизнь:
Мануэла сначала потеряла мужа, который превратил ее жизнь в ад, затем и сына, единственную опору в жизни. Монахиня Роса, наивное дитя, готовая к самопожертвованию и не осознающая всего ужаса мира, гибнет из-за собственного идеализма. Проститутка Радость, большую часть жизни проработавшая на панели, грубоватая на язык, постоянно сыплющая непристойностями, остается одинокой, ненужной никому, и душа ее не востребована. Актриса Дымка, потерявшая радость успеха, не ощущающая счастья в жизни, прикованная любовью к неблагодарному человеку. Такие непохожие, они найдут силы воскресить друг друга теплом человеческих отношений. Призыв сохранить внутреннее тепло и уберечь ближнего от холодных ветров мира, согреть его — один из центральных мотивов творчества Альмодовара, на мой взгляд. Об этом «Всё о моей матери». Об этом «Возвращение». Об этом «Свяжи меня!».
И мозаика разрозненных судеб соберется в одну. И каждая из героинь покажется воплощением одной из сторон образа Женщины. Мать, актриса, святая, грешница — и все это женщина, удивительное творение Бога. Всё стремится к Женщине. Ее облик — на матрице мироздания.
И еще очень важным оказывается то, что это постмодернистское произведение, и сюжет фильма состоит из аллюзий на различные творения прошлого, особенно на фильм «Всё о Еве» и пьесу «Трамвай «Желание»». Перед просмотром «Всё о моей матери» с ними желательно ознакомиться заранее, чтобы сполна насладиться всеми заложенными в фильм пластами.
Мне кажется, Альмодовар сумел создать великое кино, без преувеличений великое, где грани между святостью и грехом, возвышенностью и грязью, трагедией и фарсом настолько тонки, что их не отличить. А не это ли наша жизнь, такая, какая она есть? И быть может, фильм — импульс самой жизни, ее отпечаток в мире искусства? Альмодовару удалось запечатлеть ее дыхание.
Жизнь… тоже женщина. «Vida» по-испански. Тоже мать. Тоже святая. Тоже грешница. Тоже актриса. Жизнь. Великий трагифарс, на который обречен каждый из нас
10 из 10